Вопросы по сервису «Мобильный билет. Мобильный билет от билайн

В московской подземке начал действовать новый сервис — «Мобильный билет». Теперь можно оплатить проезд в метро или наземном транспорте, приложив к турникету мобильный телефон, который либо сам поддерживает технологию NFC — Near Field Communications (ближняя бесконтактная связь) или в него вставлена — NFC антенна.

ЧТО НУЖНО. Новая sim-карта, совместимая с NFC. Ее можно бесплатно обменять на старую в салоне связи своего оператора. Все новые sim-карты поддерживают 4G. Телефон с предустановленными NFC-модулями. Чтобы узнать поддерживает ваш телефон NFC, загляните в меню аппарата: Настройки -> Беспроводные сети -> NFC.

Если же в телефоне нет встроенной поддержки NFC, то тогда необходимо не только обменять sim-карту, но и купить дополнительную NFC-антенну, которая синхронизируется с телефонной sim-картой при помощи радиоволн.

Это может быть тонкий прямоугольник со сторонами 2 и 3 сантиметра. Ее можно установить между крышкой и аккумулятором.

Для моделей, у которых задняя панель не снимается, понадобится выносная антенна. Это может быть небольшая (до 3,5 см) прямоугольная карточка, которая с легкостью прячется в чехол телефона или небольшой кружочек, диаметром до 3 см, который крепится к задней панели за счет своей клейкой поверхности.

Стоимость такой антенны колеблется от 50 рублей. Однако приобрести такую антенну в Москве оказалось сложно. Корреспондент «Моего района» обошел несколько салонов связи МТС, Мегафона и Билайна. Ни в одном из них выносного модуля в продаже не оказалось.

«Компанией «Билайн» было принято решение вообще не производить выносные модули NFC, так как первый опыт использования их в рамках пилота в Казани показал, что они не востребованы клиентами. Более того, не со всеми моделями телефонов выносные модули работали одинаково стабильно», — прокомментировала ситуацию «Моему району» Екатерина Попова — руководитель PR Московский регион ВымпелКом.

В справочных службах МТС и Мегафона посоветовали обратиться за покупкой антенн в головные офисы компаний. МТС — Новый Арбат, 15; Мегафон — Кожевническая, 14.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ. После того, как в телефон будет вставлена новая sim-карта, в телефоне должно обновиться sim-меню: появится строка «Мобильный билет». Ее надо активировать. С короткого номера «3210» придет SMS с инструкцией по подключению.

После активации услуги со счета мобильного телефона будет списано 150 рублей. Эти деньги зачислятся на счет «Мобильного билета».

После этого надо включить функцию NFC на телефоне и приложить к турникету. Телефоны с выносной антенной можно просто приложить к турникету, ничего дополнительно включать не надо.

После того, как счет дойдет до 90 рублей, он автоматически пополнится до 150 рублей.

При выключенном телефоне, если, например, села батарейка, оплатить проезд будет невозможно.

Сколько стоит поездка по «Мобильному билету»

Метро — 30 рублей

Наземный транспорт — 29 рублей

Метро + неограниченное число поездок на наземном транспорте в течение 90 минут — 46 рублей

3210 — номер справочной службы «Мобильного билета»

Вчера увидел в метро такую вот информационную стойку. Это информационная стойка с рекламой новой возможности оплаты проезда в московском метро с помощью NFC. станция метро "Авиамоторная"

На стойку никто внимания не обращает. Еще немного фотографий дальше.

Ну а это так, для понимания окружающей обстановки

Мобильное NFC-решение для московского метрополитена и наземного городского транспорта заработало для абонентов "Большой Тройки"

С 4 сентября возможность оплачивать проезд в московском метро с помощью мобильного телефона появилась у абонентов "МегаФон", Билайн и МТС.
Решение "Мобильный билет" разработано совместными усилиями метрополитена, департамента транспорта города Москвы и трёх ведущих мобильных операторов страны.

Решение построено в идеологии и формате SIM-centric. На примере абонентов "МегаФон" для пользователей предлагается следующая схема (абсолютно одинаковая для всех операторов).

Абоненту необходимо иметь мобильное устройство с NFC-функционалом, в которое необходимо установить специальную UICC SIM-карту, на которую предварительно записано транспортное приложение "Тройка". SIM-карта выдаётся бесплатно с салонах "МегаФон Ритейл". После установки SIM-карты в устройство абоненту приходит SMS с запросом на согласие на подключение сервиса "Мобильный билет".

После подтверждения абонента с его мобильного лицевого счёта происходит пополнение эмулируемой на SIM-карте виртуальной карты "Тройка" в сумме 150 рублей. Комиссия при этом не взимается. Таким образом, на устройстве пользователя есть два счета - лицевой абонентский счет и счет транспортного приложения "Тройка", причем первый служит источником пополнения второго.

Списание денег за проезд происходит со счета транспортного приложения при поднесении его к считывателю на турникете. При этом должен быть активирован NFC. Прикладывать телефон можно с выключенным экраном - списание произойдет с нужного счета автоматически. Как обещают мобильные операторы, даже разряженный (выключенный) телефон будет обладать зарядом для оплаты одной поездки.

Расценки на проезд абсолютно аналогичны тарифам "Электронный кошелёк" и "90 минут" (на этот тариф, как и по обычной карте, пользователь переключается автоматически) по карте "Тройка". В перспективе всеми операторами будет реализована возможность записи на SIM-карты всех тарифов действующего тарифного меню "Тройки".

Важная особенность сервиса: всем абонентам по умолчанию подключена услуга автоматического пополнения счёта транспортного приложения до указанной суммы (150 р.) при снижении баланса до 90 р. (списания происходят с лицевого счета абонента). Также можно пополнять счёт "мобильной "Тройки" вручную (с помощью платежа на короткий номер), а автополнение отключить (в меню сервиса "Мобильный билет" на смартфоне).

Решение реализовано на технологической платформе "Бриз Транспорт", разработанной компанией "Бриз Технологии". Редакция информационного портала PLUSworld.ru связалась с генеральным директором ООО «Бриз Технологии» Павлом Вётошем. Он, в частности, подчеркнул, что данное решение является стопроцентной отечественной разработкой и выполнено полностью силами специалистов компании.

Отвечая на вопрос корреспондентов PLUSworld.ru о том, сколько времени заняла разработка и внедрение сервиса "Мобильный билет" в Москве и с какими "подводными камнями" пришлось столкнуться разработчику, П. Вётош сказал: "Как интегратору сервиса компании «Бриз Технологии» необходимо было настроить взаимодействие с центром обработки транспортных транзакций (ЦОТТ) Московского метрополитена, оператором электронных денежных средств ООО НКО "МОБИ.Деньги", тремя операторами связи, протестировать обработку и формирование SMS-сообщений о платеже, а также обеспечить работоспособность сервиса в режиме 24/7. На это все ушло более года. Непосредственно разработка транспортного приложения для SIM-карт и адаптация платформы «Бриз Транспорт» под требования заказчика заняли несколько месяцев. Что же касается "подводных камней", то на этапе тестирования системы одной из самых непростых задач стало решение проблемы одновременного пополнения и списания с «Мобильного билета»: запуск услуги автопополнения в момент прохода через турникет. Необходимо было технологически разделить две операции, чтобы в подобных случаях исключить ошибки и проблемы в работе сервиса".

Нет, конечно, в «симку» не встроена антенна, да и смысла в этом нет, ведь корпус смартфона и печатные платы экранировали бы эту самую антенну и ничего бы не получилось. Однако в ней «зашито» приложение, которое обеспечивает безопасность транзакций и, собственно, реализует саму процедуру авторизации и списания средств со счета. Напомним, в итоге у вас получается самая что ни на есть обычная «Тройка», но эмулируемая смартфоном с помощью его NFC-модуля. Примерно так же, как работает NFC HCE (Host Card Emulation) для эмуляции бесконтактных банковских карт Visa Paywave и Mastercard Paypass.

В общем, без замены SIM-карты не обойтись, но все оказалось не так просто. Отправившись в ближайший салон оператора, многие абоненты внезапно выясняли, что для них «симки» нет, а есть она неизвестно где, например, на другом конце города.

Как такое может быть? Это же всего лишь SIM-карта! Они же все одинаковые!

На самом деле все не так просто.

Дело в самом устройстве сотовой сети стандарта GSM (а в 3G и LTE ради обратной совместимости используется аналогичная система авторизации). Если не вдаваться глубоко в технические подробности, то данные о соответствии SIM-карт и абонентских номеров хранятся в базе данных, которая называется HLR - Home Location Registry. Вопреки распространенному мнению, в самой SIM-карте номер абонента не содержится, в ней есть только IMSI (International Mobile Subscriber Identity) и ключи шифрования, а номер, который по-научному называется MSISDN (Mobile Subscriber Integrated Services Digital Number), присваивается при регистрации в сети.

Так вот, у крупных операторов HLR может быть несколько: это делается из принципа «не класть все яйца в одну корзину», причем они могут даже физически находиться на разных площадках. Соответственно, данные о разных SIM-картах хранятся в разных базах, и данные о разных абонентах хранятся тоже в разных базах. При подключении нового абонента разницы особенной нет. Но когда абонент уже существует и обслуживается в сети, то данные о нем содержатся в определенном HLR, и если нужно поменять SIM-карту, то нужно, чтобы новая SIM-карта тоже приписана к этому же HLR. Вот и получается, что разным абонентам можно выдать разные SIM-карты: в этом случае для активации новой «симки» достаточно поменять значение пары полей в базе данных. Теоретически, конечно, можно перенести данные и в другой HLR, но это сложнее: операторы предпочитают завозить в свои офисы SIM-карты разных сортов. Ну, и дальше ситуация развивается по обычным законам логистики: куда-то завезли больше, куда-то меньше, где-то разобрали одни, где-то другие, вот и получается своего рода «дефицит».

Источники сообщили сайт, что на всех операторов сейчас есть всего 24 000 необходимых SIM-карт. «Большая тройка» операторов опровергает эти данные, но уточнять число доступных NFC-SIM-карт никто из них не стал

У «МегаФона», кстати, можно прямо на сайте проверить, к какому HLR относится ваша SIM-карта: http://moscow.megafon.ru/corporate/help/hlr/. Соответственно, затем можно позвонить в нужный салон и проверить, есть ли такие в наличии. Правда, относительно ситуации с NFC-оплатой пресс-служба московского «МегаФона» уверяет, что SIM-карты с поддержкой NFC для всей номерной емкости МегаФона доставлены в салоны более недели назад. «Никаких проблем с доступностью таких сим-карт нет и не было» , - предлагают в компании не верить глазам своим. «Когда клиент просит поменять симку, ему должны найти NFC SIM с таким же HLR. У нас в собственных офисах есть симки под любой наш HLR - готовы принять всех:)» , - вторит пресс-служба «Билайна»

А у вас возникали проблемы с заменой SIM-карты? Расскажите нам в комментариях.

Сервис оплаты прохода в метро со счета мобильного запущен в Санкт-Петербурге 18 мая. Работает неплохо, но приживется ли в нынешнем виде - вопрос спорный. В любом случае, сервис сам по себе очень востребован и полезен со всех точек зрения.

Сокращение объема наличных денег в обороте - очень в рамках государственной политики. Понятно, что не ради удобства населения, а прежде всего для облегчения контроля за перемещением денег. Но во многих случаях пресловутое «население» тоже не внакладе. Хрестоматийный пример - пополнение счета через терминал с его людоедскими процентами после того, как эти деньги были днем раньше сняты с зарплатной карты.

Так называемые микроплатежи, к которым относится и оплата проезда в общественном транспорте, отлично реализуются с помощью технологии NFC (Near Field Communications) и через «посредничество» операторов мобильной связи. Биллинги сотовиков отлично приспособлены для обработки большого количества мелких транзакций в реальном времени, для них это нормальный режим, а не экстремальная нагрузка. В отличие от биллингов, точки продаж метро-билетов справляются с пиковыми нагрузками значительно хуже. Поэтому любой дополнительный канал виртуальных продаж горячо приветствуется.

Телефон у большинства из нас всегда под рукой и легко доступен по определению, иначе как на звонок ответить? Баланс лицевого счета тоже пополняется без проблем где угодно и когда угодно. Всё это очевидные плюсы использования телефона в качестве проездного документа. К сожалению, свои минусы тоже есть, и предложенное решение назвать идеальным трудно.

«Наука и техника»

Несколько цитат из описания того, как оплата проезда в санкт-петербургском метро реализовали в Билайн. Потом обсудим детали проекта и конкретные плюсы с минусами.

«...«Билайн» совместно с Комитетом по транспорту Правительства Санкт-Петербурга, платежной системой RURU и ООО «Амбик Тэк СПб» сообщают о начале совместного проекта по оплате проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC – услуга «Мобильный проездной».


NFC (Near Field Communication) - это технология беспроводной высокочастотной связи, позволяющая производить защищенный обмен данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров.

Пассажирам достаточно установить под крышку используемого ими мобильного телефона специальный NFC-модуль. Проделав один раз эту несложную операцию, телефон обретает функции платежного устройства и проездного билета, абонент может начать пользоваться мобильным телефоном, как обычным проездным. Стоимость NFC-модуля составляет 125 рублей - при этом на самом модуле будут загружены 5 поездок по 25 рублей каждая, абонентская плата и плата за подключение услуги «Мобильный проездной» не взимается.


При установке NFC-модуля, на мобильном телефоне автоматически устанавливается SIM-меню «Проездной», позволяющее купить необходимое количество поездок через меню телефона, а также проверить количество купленных ранее билетов и их срок использования. Стоимость поездок списывается с баланса телефона в режиме реального времени. Далее, чтобы воспользоваться поездкой, достаточно приложить мобильный телефон к считывающему устройству на турникете. В процессе реализации услуги «Мобильный проездной» будет использоваться существующая инфраструктура и ограниченное количество моделей телефонов. Клиент сможет заказать билет без обращения в кассы города с баланса телефона через специальное мобильное приложение. Услуга доступна абонентам - физическим лицам с тарифными планами предоплатной и постоплатной системы расчетов.

Сервис разработан с учетом имеющегося опыта пассажиров по приобретению билетов через автоматы по продаже и пополнению проездных билетов. <...> Более подробную информацию о сервисе вы можете узнать на сайте ».


Проект реализован в рамках стратегического партнерства компании «Вымпелком» с Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга, RURU и компанией «Амбик Тэк Спб». Предполагается, что в будущем на базе этого решения можно будет «выстраивать» практически неограниченное количество новых услуг. Из очевидно «напрашивающихся» - привязка банковских карт и дисконтных карточек, коих развелось великое множество. Мария Азарова, генеральный директор «Амбик Тэк Спб», говорит о возможности загрузки в модуль данных студенческих билетов и пенсионных удостоверений, но это уже в дальней перспективе.

Проект существует в качестве технического пилота с середины прошлого года, сейчас запущен в коммерческую эксплуатацию. Прогнозируемое количество пользователей - порядка 2000 человек. К октябрю 2012 предполагается набрать статистику и оценить работоспособность системы, после чего, возможно, внести необходимые изменения в настройки.


Конструкция

Решалась задача сделать систему универсальной и при этом обойтись без замены SIM-карт на специальные. Наверное, определенный смысл в этом есть, но пользователи многих современных «продвинутых» смартфонов оказались обделенными новой услугой. Это печально. Полный список поддерживаемых телефонов можно посмотреть , но и без списка ограничения понятны.

Модуль предполагает размещение антенны между аккумулятором и крышкой батарейного отсека, вторая часть модуля размещается между SIM-картой и контактами платы телефона. Соответственно, «в пролете» модели телефонов и смартфонов:

  • С несъемными аккумуляторами (например, iPhone)
  • С аккумуляторами, часть корпуса которых одновременно является задней крышкой телефона (аккумулятор - часть корпуса)
  • С SIM-картами, вставляемыми сбоку (например, Nokia 5800)
  • С металлическими крышками батарейного отсека или в полностью металлических корпусах (металл экранирует)

Утверждают, что 80% телефонов и смартфонов не препятствуют корректному размещению и работе модуля, но в списке очень много моделей телефонов совсем «лохматых» годов. Которые, естественно, внесли свою лепту в те самые 80% совместимости по моделям. Подозреваю, что подсчет реально регистрируемых в сети аппаратов (такая статистика есть) с учетом процента разных устройств дал бы несколько иную статистику совместимости.

Встроенные NFC-модули некоторых современных моделей телефонов задействовать не удастся. Возможно, когда-нибудь в будущем, когда перейдут на решения с использованием специальных SIM-карт.


Практика

Стоимость комплекта - 125 руб., при этом в модуль уже «зашито» пять поездок на метро ценой 25 руб. каждая. То есть Билайн ничего не берет за сам модуль и не взимает комиссионных за «оформление» виртуальных проездных билетов. Будет ли зависеть цена стартового комплекта от стоимости проезда, которая склонна расти ежеквартально? По идее, должна, но достоверно не знаю.

Приобрести модуль можно в офисах Билайн или в одном из пяти дилерских салонов, список адресов есть на сайте. Установить модуль самостоятельно вполне возможно, но девушкам с высокохудожественным маникюром лучше не экспериментировать. Благо, установить сей экзотический девайс обещают при покупке. Разумеется, любителям ежедневно переставлять SIM-карты модуль противопоказан, много лишней мороки, и ежедневно терзаемый шлейф вряд ли долго протянет.

Проход через турникеты никаких проблем не вызывает, короткого прикосновения задней крышки телефона к валидатору достаточно для надежного срабатывания. Ценно то, что уже загруженные в модуль «электронные билеты» работают вне зависимости от состояния аккумулятора телефона. Собственно, и сам телефон может быть выключен, модуль распознается турникетом как обычный проездной билет.


С «покупкой» билетов всё намного интереснее. После установки модуля в телефоне появляется меню (STK - Sim Tool Kit), через которое можно приобретать билеты. Стоимость «проездного» на выбранное количество поездок списывается с телефонного счета в режиме реального времени.

Для большего удобства и пущей наглядности рекомендуют установить небольшое Java-приложение с аналогичной функциональностью, но удобным графическим интерфейсом. Через него можно и проверить количество оставшихся поездок. Покупка билетов невозможна в период 00:00 - 05:45, проверка остатка поездок недоступна в период 02:00 - 05:30.


Пополнять модуль можно обычным образом (как проездной) за наличные деньги. Для этого следует поместить телефон в приемное гнездо агрегата, желательно ближе к левой стенке. К сожалению, владельцам фирменных планшетов Билайн эта опция недоступна по причине отсутствия в комплекте кувалды.

Покупка билетов через java-приложение - самый приятный способ, всё хорошо и наглядно. Но приложение грузится безумно медленно, вплоть до нескольких минут. Видимо, задержки связаны с необходимостью обмена информацией с базой данных. Кстати, трафик хоть и ничтожный, но благодаря хитрому операторскому округлению каждый акт покупки билета (билетов) обойдется в некоторую сумму. В пределах рубля (в зависимости от тарифного плана) или даже бесплатно при подключении безлимитной опции.

Резюме

В качестве «обкатки» перспективной технологии проект выглядит очень многообещающе. С позиции конечного потребителя преимущества не так очевидны, но они есть. Главное - экономия драгоценных утренних минут, которые намного приятнее провести дома с чашкой кофе, чем стоя в очереди в вестибюле станции метро. Плюс отсутствие необходимости добывать деньги из кошелька, кошелек из кармана и т. п. Единый «виртуальный кошелек» в виде лицевого счета телефона удобен и практичен, это бесспорно.

Существенный минус - наличие промежуточного звена в виде необходимости «виртуальной покупки» билетов. В этом смысле банковская карта с метро-чипом радикально удобнее: вообще ни о чем заботиться не надо. Банк кредитует все перемещения владельца карты и в начале следующего месяца спишет с баланса общую сумму со скидкой, определяемой числом поездок. Не знаю, насколько такая практика распространена в Санкт-Петербурге.

Если бы система работала в режиме автоматического списания денег с баланса телефона при каждом проходе турникета, то я бы руками, ногами и кошельком проголосовал «за». Категорически и с горячим энтузиазмом. В нынешней реализации тоже неплохо, но в грядущем всенародном признании я не уверен.


Интересно, на каких условиях операторы согласились бы принять на себя некоторые риски и хлопоты микро-кредитования своих абонентов? Многие хитроумно выстраиваемые схемы и ограничения могли бы оказаться лишними при наличии определенной доброй воли операторов, соответствующих корректировок в законодательстве и готовности абонентов «заморозить» на балансе некий неснижаемый остаток. Но это уже совсем другая тема.

Сергей Потресов ()

Живёте в Москве или часто посещаете столицу? У вас есть прекрасная возможность использовать услугу «Мобильный билет» Билайн. Это избавит от необходимости стоять в очереди для приобретения проездных карточек на городской транспорт. Предложение универсально и позволяет выбирать любой вид передвижения по столице. Билет на метро или автобус будет всегда находиться в вашем кармане. Ваша задача – всего лишь вовремя пополнять баланс счёта.

Суть услуги в том, что вам не нужно приобретать специальный билет. Стоит подключить опцию, и роль проездного начнёт выполнять ваш мобильный телефон. Как и карточку, вы при входе в метро или транспортное средство прилагаете свой девайс к турникету, и списание осуществляется в автоматическом режиме.

Подключение к «Мобильному билету» совершенно бесплатно. Используя его, вы сможете ездить по следующим тарифам:

  • любой вид наземного транспорта по цене 31 руб. поездка;
  • поездка в метро – 32 руб.;
  • проезд в течение 90 минут на любом наземном транспорте плюс одна поездка в столичном Метрополитене – 49 руб.

Всё это станет доступным, если вы пользуетесь услугой и своевременно пополняете баланс своего счёта.

На каких условиях можно подключиться к сервису

«Мобильный билет» – это сравнительно новая технология. Потому для того, чтобы пользоваться ею, необходимо быть хозяином современного, отвечающего специальным требованиям девайса. На странице услуги предоставлен перечень мобильных телефонов, адаптированных для использования инновационной опции от Beeline.

Ещё одним важным условием является наличие в смартфоне технологии NFS.

Чтобы проверить, готов ли ваш телефон стать по совместительству и билетом на городской транспорт, зайдите на официальный сайт провайдера на страницу услуги.

Для получения опции нужно заказать специальную сим-карту. Для этого обратитесь в любой офис мобильного оператора. В районе МКАД симки меняются без взимания с абонентов дополнительной платы.

Если абонент использует«Мобильный билет», его баланс всегда должен быть с плюсом, в расчёте на оплату передвижений по столице и оплаты других тарифов Билайн.

Подключение «Мобильного билета»

Чтобы сделать телефон подключенным к опции, можно воспользоваться одним из предлагаемых сотовым оператором способов:

  • настройка с помощью меню SIM-карты;
  • в офисе оператора;
  • с помощью команд оператора по номеру 3210 .

Указанный набор цифр будет полезен, когда вы захотите узнать баланс или пополнить его (нажимается слово «Оплата»). Позвонив на телефон 3210, можно получить информацию о доступных вам опциях.

Лучшим способом отключения будет использования меню сим-карточки. Если не получается, можно заглянуть в любой офис продаж сотовой связи Beeline.

Как производится снятие средств на проезд

При подключении «Мобильного билета» основной счёт разветвляется на ветвь для оплаты проезда по Москве. Происходит мгновенное пополнение дополнительной ветки на 150 рублей.

Поездки будут снимать средства с «Мобильного билета», который в свою очередь, если баланс снизится и будет менее 90 рублей, автоматически пополнится с основного счёта.

Важно, чтобы минимальная сумма основного счёта была не менее 10 рублей. Если это не так, в какой-то момент вы обнаружите, что нет возможности заплатить за проезд.

Абоненты, использующие тарифные планы с постоплатной системой, могут ездить по столице, используя специальный авансовый счёт. В данном случае, когда производится зачисление денег с мобилки, вместо 9 нужно нажимать 6.

Если девайс утерян или украден, нужно немедленно связаться с оператором Метрополитена столицы, позвонив по номеру 3210. Не будет выполнять функции билета и разряженный смартфон, потому следует своевременно его заряжать либо приобрести пауэр-бенк. Это поможет избежать неприятных ситуаций в пути.

Минусом услуги является то, что она на настоящий момент не доступна в других городах. Следует ли ждать её появления на периферии? Прогресс движется только вперёд. Потому есть смысл наедяться. И надежды будут обязательно оправданы.