Игровые макеты. Методическая разработка «Лучший игровой макет Цели методической разработки

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВО-ЧЕПЕЦКОГО РАЙОНА

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Колосок» с. Пасегово

Кирово-Чепецкого района

ПРОЕКТ

« Макеты в развитии речи и игровых умений младших дошкольников»

Воспитатели младшей группы

Кирово-Чепецкий р-н,

с. Пасегово.

ул. Молодежная

с. Пасегово

Проект: краткосрочный, групповой, игровой.

Актуальность проекта

Макетирование способствует сенсорному развитию детей , (так как работа ведется с различным по фактуре, форме, объему материалом) активизирует мелкую моторику рук, закрепляет математические понятия, и, конечно же, способствует развитию речи. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают.

Но особая роль макетов в жизни младших дошкольников отводится в игре, так как в этом возрасте у детей происходит переход от сюжетной игры к сюжетно-ролевой, закладываются основы режиссерской игры - игры с мелкими игрушками, где ребенок, развертывая события, выполняет одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками способствует сюжетосложению, развертыванию разнообразных комбинаций, активизирует комментирующую речь.

Для того, чтобы игра получила свое развитие, ребенку нужен так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером может быть именно макет.

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы «Прогулки» по улицам макетов и мини музеям не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением.


Цель: Создать в группе предметно-игровую развивающую среду,

соответствующую современным психолого-педагогическим

требованиям.

Способствовать переходу от сюжетной игры к сюжетно -

Расширить опыт ребенка через новые формы взаимодействия

со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

· Развивать речь детей.

Научно-методическое обеспечение

2.Подбор атрибутов для сюжетных игр.

3. Изготовление игровых макетов: «Дорога», «Домик для кукол», «Цирк», «В деревне», «Лесное озеро», «На пруду», «Колобок».

4. Познание:

· Ознакомление с правилами дорожного движения, с разными видами транспорта, с правилами безопасности на дорогах;

· Ознакомление с бытовыми приборами, предметами мебели, посуды;

· Знакомство с растительностью водоемов , его обитателями;

· Экскурсии в лес, на водоем, наблюдение за движением транспорта на дороге;

· Знакомство с русскими народными сказками;

· Обучение игровым действиям и их комментированию.

Придумывание воспитателем материала для игры:

Разработка игр с макетами в младшем дошкольном возрасте.

родителями

1.Поездка родителей с детьми в цирк, прогулки по г. Кирову, по улицам села, в лес, на водоем.

2. Поездка родителей с детьми в деревню к бабушке, знакомство с домашними животными.

3. Помощь в изготовлении игровых макетов (изготовление оснований, сбор предметов-фигурок, предметов, обозначающих игровые действия, маркеров пространства)

Консультации:

«Зачем младшим дошкольникам необходимо научиться играть в сюжетно-ролевые игры?»

Основной

Систематизация информации

Организация игрового пространства:

· Игровые макеты: «Дорога», «Цирк», «В деревне», «Домик для кукол», «Лесное озеро», «Колобок», «На пуду»

· Принятие детьми на себя роли.

Обеспечение руководства

Распределение ролей

Игровая деятельность детей

· Проигрывание детьми придуманного события с помощью педагога.

· Придумывание сюжета игры и разыгрывание его с помощью педагога.

· Рассказывание знакомых детям сказок с использованием фигурок-персонажей с сохранением основной сюжетной канвы.

Составление мини-рассказов по каждому из игровых макетов.

Обучение умению принять на себя роль одного из персонажей.

Принятие на себя роли помощника и консультанта

Заключительный

1.Подведение итогов игры.

2.Создание презентации.

3.Предложение об изготовлении новых игровых макетов.

4. Диагностика игровых умений


Словарный минимум


Часть словаря

2-я младшая группа

Существительные

Активный словарь

Цирк, шофер, полицейский, дрессировщик, клоун, артист, дорога, тротуар, газон, пешеходный переход, светофор, машина, автобус, такси, заправка, остановка, пассажир, пешеход, деревня, стог, загон, сарай, конура, камыш, подсолнух, озеро, пруд, кувшинки, спальня, кухня, гостиная, почтовый ящик.

Действия персонажей

Собирать, кормить, ловить, ухаживать, доить, помогать, управлять машиной, останавливать, переходить, ждать, плавать, готовить, убирать, смотреть телевизор, укладывать, застилать, накрывать, расставлять, гулять, выступать, дрессировать, показывать фокусы, смешить, шутить, катать, танцевать, прыгать, слушаться.

Качества

предметов

Интересный, увлекательный, аккуратный, быстрый, внимательный, красивый, заботливый, бережный, глубокий, мелкий, пешеходный, грузовой, пассажирский, многоэтажные, одноэтажные, домашние, опасная, хищные, смелые, смешной.

Общественная значимость

Благодаря сюжетной игре, проживая ту или иную ситуацию, ребенок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему. Малыш может пережить все радости и проблемы взрослой жизни, ощутить себя умелым, значимым, получить возможность путешествовать, учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что, став взрослым, он сможет избежать многих неприятностей. Возникающие в игре реальные отношения детей друг с другом имеют огромное значение для формирования способности к взаимодействию, т. к. являются практикой их коллективных действий.


Планирование игр с макетами в младшем дошкольном возрасте.

Цель: Создать в группе предметно-игровую развивающую среду, соответствующую современным психолого-педагогическим требованиям.

Способствовать переходу от сюжетной игры к сюжетно-ролевой.

Расширить опыт ребенка через новые формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

· Задачи: Развивать речь детей.

· Научить детей общению друг с другом.

· Развивать умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события.

· Учить комментировать свои действия.

· Содействовать развитию коммуникативной инициативы.

· Повышать уровень любознательности и познавательного интереса.

· Содействовать общему развитию детей.

Виды игр

Задачи

Методические приемы

Игра-фантазирование

Цель: способствовать приобретению умений развертывать простейшие сюжеты совместно с воспитателем.

Задачи: учить построению событий воображаемого мира:

1. Вспоминание, пересказ известной сказки.

2. Частичное преобразование сказки.

3. Соединение построения сказочного сюжета с ролевым взаимодействием.

1.Ориентировать детей на слушание друг друга, продолжать рассказ партнера, вспоминая известную сказку.

2. Частично преобразовывать сказку, отталкиваясь от той сказки, которую пересказывали (несколько раз в течение 2-3 дней)

3. Проигрывать с детьми придуманные ими «реалистические» события.

Игры с макетами:

1. Макеты-модели

1.На основании имеющегося макета с предметами: фигурками, маркерами пространства, предметами, помогающими производить действия, - придумывать сюжет (с помощью воспитателя) и разыгрывать его одному или с партнером.

2.Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.

3.Совместно с детьми и родителями создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.

4.Придумывать новые сюжеты (с помощью воспитателя), соединяя реалистические и фантастические события.

1.Презентация дополнительного материала для игры-макета.

2.Беседа после игры: выделить интересный сюжет, ролевое поведение детей.

3.Совместная игра с детьми, нужно увлечь детей.

4.Пополнять знания детей по темам игр-макетов путем чтения, рассказывания, бесед.

2. Макеты-карты

1.Придумывать на макете-карте свою игру (с помощью воспитателя), используя готовые игровые предметы, предметы-заместители.

При совместных играх с детьми показывать примеры диалогов, комментирующей действия речи, общения, доброжелательного отношения, давать новые знания по теме игры.

Режиссерская игра «Построй свой мир»

1.Получить первичные знания о мире.

2.Уравнивать в возможностях детей с различными индивидуальными особенностями.

3.Осознавать ценность своей внутренней позиции и идей других детей, так как не бывает «плохих» и «хороших» построек, есть только мир, такой, как ты захочешь.

1.Предложить мелкий игровой материал, расположенный на открытых полках в корзинах или лотках.

Группы предметов:

Обычные люди (небольшие куколки);

Необычные люди (роботы);

Домашние животные;

Дикие животные;

Мебель (кукольного размера);

Предметы домашнего обихода (тарелки с едой, кухонная утварь, вазы, часы, телевизоры, горшки с цветами, посуда и практически все, что можно представить у себя дома);

Элементы улицы (дорожные знаки, светофоры);

Изгороди, деревья, транспорт;

Здания, самолеты, пароходы, вертолеты

2.Даются инструкции: «Создай городок такой, какой ты захочешь».

3.Ребенку задаются вопросы о происходящем в мире: «Что есть в твоем мире?», «Что происходит здесь?» (Указать на конкретную схему); «Что делает персонаж?»; «А что будет потом?» т. п.

Тематика миров: природный – «В мире животных»; социальный – «Детский сад», «Зоопарк»

Настольные игры весело и красочно разнообразят досуг каждой семьи. Не спешите покупать игры в магазинах, а попробуйте сделать их своими руками, это поможет Вам создать особый стиль игры. В этой статье мы рассмотрим: как сделать настольные игры своими руками.

Все знают эту игру со школьной скамьи. Однако Вы думали, что для неё нужна ручка и листик, а ведь её можно сделать из дерева, ткани, магнитов, камней, пуговиц и других фигурок. Просто пофантазируйте и создайте игровое поле, например, на холодильнике либо кусочки ткани в форме сердца.

Кругосветное путешествие игра-ходилка

В этой игре может участвовать от 2х до 6ти человек. Вам понадобится «карта», кубик и фишки. Каждый игрок подкидывает цифровой кубик в свою очередь, ему выпадает число и он делает нужное количество шагов по карте. Побеждает тот, который доберётся до финиша первый, а загвоздка в том, что на карте попадаются числа, которые возвращают игрока на несколько шагов назад, либо продвигают его вперёд.

Основной процесс заключается в создании карты. Разложите 8 листов формата А4 в 2 ряда, оставьте промежутки по пол сантиметра, чтобы в дальнейшем можно было сложить карту. Поставьте груз на каждый лист, чтобы он не сдвинулся, затем склейте скотчем листы вдоль каждого ряда. Нарисуйте карандашом маршрут ходов и расположите остановки, например (1-60 или 1-90), между каждой остановкой делайте расстояние 2-3 см. Отметьте бонусные и штрафные шаги, направление укажите стрелочками. Заполните рисунками пустые места на карте. Цифровой кубик можно приобрести в канцелярском магазине либо сделать из картона. В качестве фишек используйте маленькие игрушки киндер сюрприза, пуговицы, маленькие печеньки…

Можно создать географический пазл для изучения страны. Купите либо распечатайте контурную карту, раскрасьте каждую область отдельным цветом (в придачу можно обозначить подсказки — море, горы, достопримечательности…), затем приклейте карту на плотный лист картона, разрежьте на квадраты или другие фигурки.

Также очень просто можно создать другой пазл. Насобирайте 7-10 палочек от мороженого и вырежьте подходящую картинку из журнала либо нарисуйте сами. Расположите палочки на ровной поверхности рядом друг с другом, наклейте картину, подождите пока клей высохнет и разрежьте палочки. С обратной стороны каждой палочки прикрепите липучку, чтобы в дальнейшем прикрепить пазл на фетр.

Другое название игры звучит – «скажи иначе». Суть проста: играют от 4х до 16ти человек. Участники делятся на команды. В команде могут быть 2,3,4 человека. Один из них вытаскивает карточку, на которой написано 8-10 слов, каждое слово нужно объяснить другими словами, можно использовать звуки (например: гав-гав, мяу…) нельзя показывать и употреблять однокоренные слова. На 1 карточку даётся 1 минута, нужно быстро отгадать как можно больше слов. Можно сделать карточки-дополнения на которых будут написаны эмоции или указания. Во время объяснения человек должен быть радостным, либо наоборот грустным, а команда дополнительно должна отгадать эмоцию и действие которое делает объясняющий. Выигрывает та команда, у которой больше всего отгаданных слов. Эта игра превосходно развивает логическое мышление и увеличивает словарный запас.

Вырежьте из картона карточки и красиво напишите обще употребляемые слова, например: суп, лёд, мартышка, враг, сладкий, фотография…Должно быть минимум 30 карточек, на которых написано по 10 слов. Слова не должны повторятся.

Можно создать игровое поле для алиас. На нём обозначьте шаги и сделайте фишки. Принцип создания описан в игре кругосветное путешествие. Однако можно играть и без поля, просто назначьте судью, который будет считать очки и засекать время.

Это очень забавная игра, в которой участвуют 2 человека. На край фасолинки нажимаю монеткой и она подпрыгивает как блошка. Основная задача попасть блошкой в ворота противника, тогда Вам засчитывается очко и блошка убирается с поля. Если блошка попадает на своё поле можно её забрать и в следующий раз ею воспользоваться, если блошка попадает на поле противника – очко не зачитывается и она просто остаётся лежать до следующего хода. Если блошка попадает в свои ворота – очко засчитывается противнику. Игра ведётся до тех пор пока у кого-то не закончатся блошки.

Чтобы сделать игровое поле возьмите коробку от конфет, цветную бумагу и плотную ткань. Обклейте цветной бумагой внутреннюю сторону коробки, сделайте бортики из ткани, чтобы блошки не улетали. В качестве блошек возьмите фасолинки и не забудьте про крупные монетки.

В этой игре участвуют от 2х до 10ти человек. Изготавливается 16 карточек. На каждых двух карточках находятся одинаковые изображения. Один человек раскладывает карточки квадратом в хаотичном порядке рисунком вверх, в это же время человек который будет играть стоит спиной. Он поворачивается ровно на 5 секунд и пытается запомнить изображения. Его отворачивают и переворачивают карточки на другую сторону. Теперь он должен переворачивать карточки и находить пары в течение минуты. Выигрывает тот человек, который отгадал самое большое количество пар с одинаковыми рисунками. Карточки можно сделать из картона и нарисовать любые рисунки.

Для создания этой игры вам понадобится картонная коробка от конфет, коктейльные трубочки и маленький шарик, можно использовать бусинку. Продумайте и нарисуйте лабиринт. Приклейте коктейльные трубочки. Положите шарик и начинайте игру.

В качестве шашек можно использовать крышки, пуговки, сшитые кружочки ткани, различные фигурки и даже пластилин. Фантазируйте и удивляйте всех своей креативностью!

Создайте оригинальные шахматы, которые будут не ходить, а прыгать. Сделайте 16 белых и 16 чёрных прыгающих лягушек и нарисуйте звания. Подробный мастер-класс как сделать прыгающую лягушку из бумаги, описан

Для домино создайте 28 фишек, их можно сделать раскрасив камушки, палочки от мороженого, сшить из фетра…

Создавая эту игру своими руками можно использовать свой город – так будет интереснее. Продумайте цвета районов, распечатайте почти «настоящие» деньги и придумайте реалистичные задания, например: оплатить коммунальные счета. Создайте свой увлекательный оригинал игры.

Почти каждый знает эту захватывающую психологическую игру. Она прекрасно подойдёт для большой компании. Сделайте карточки, нарисовав их своими руками, либо просто распечатайте из интернета, затем разрежьте их.

Из опыта работы

« Использование игровых макетов в детском саду и дома»

Кудашова Елена Евгеньевна

воспитатель МБДОУ № 32

«Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества»

С.Т. Щацкий.

ФГОС дошкольного образования определяет игру как сквозной механизм развития ребенка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей и формирование социально-нормативных возрастных характеристик, таких как инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать и договариваться, способность учитывать интересы и чувства других, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ни для кого не секрет, что проблемой нашего времени является отсутствие у современного поколения желания погружаться в сказочный мир игр. А ведь от того каким ребенок войдет в мир игры, зависит его будущее. От погружения в

мир фантазий и грез в детстве уже во взрослой жизни рождаются смелые

инновационные идеи и технологии в науке, искусстве, литературе, приносящие нашему обществу процветание и развитие.

Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, а так же мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам; в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Н.Я.Михайленко предложил новую концепцию становления сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. В качестве основного мотива игры автор выделил фантазирование. Именно оно делает ребенка независимым от внешних обстоятельств, позволяет комбинировать события, менять роли. В игре дети не только используют специальные средства, но и обозначают смысл своих действий для партнера. Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

В своей работе мы используем «маркер пространства воображаемого мира ». Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей, является макет.

Сюжетно-ролевые игры с макетами способствуют развитию инициативы как

целеполагания и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель,

самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Создавая своими руками атрибуты для игры, ребенок открывает

и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.

Чтобы правильно организовать работу по использованию игровых макетов в сюжетно-ролевых играх, мы поставили перед собой цель:

«Создать необходимые условия по использованию игровых макетов в развитии детей дошкольного возраста».

Для этого мы приступили к реализации следующих задач:

1.Создание развивающей среды для игр с макетами в группе;

2.Работа с родителями в вопросах организации игр с макетами;

3.Планирование игр с макетами и перевод руководства играми на более высокий уровень.

Одной из главных задач организационного этапа нашей работы является создание предметно-игровой среды в группе, соответствующей современным психолого-педагогическим требованиям. Для этого мы используем игрушки и оборудование, соответствующее возрастным особенностям детей; каждая

игрушка является «жителем» группы: имеет свое место жительство и имя.

В группе мы выделили игровое пространство для девочек и мальчиков, создали

максимально комфортные условия для игр, организовали предметно-игровую среду с использованием макетов.

В нашей группе макет – это элемент, создающий предметную среду для игры с мелкими игрушками, помогающий решить задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей старшего возраста и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

Мы считаем, что полноценное развитие игровой деятельности становится

возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении –

семьи и детского сада. Поэтому в основе нашей работы с макетами лежит тесное взаимодействие с семьей.

Первое, что мы сделали - изучили родителей воспитанников нашей группы в плане организации предметно-игрового пространства в семье, их отношение к игре как значимому виду детской деятельности путем анкетирования и бесед.

После этого нами было намечено содержание работы взаимодействия с семьей: выступили на родительском собрании на тему «Игра в жизни ребенка», составили методические рекомендации по созданию игровых макетов в семье, список советов «Как играть с ребенком в домашних условиях», «Перечень игрушек необходимых для игр с макетами». Особенно заинтересовало нас совместное с родителями изготовление макетов. Так как некоторые макеты по истечении времени, из-за частого применения их в игре, не имеют уже эстетического вида и приходят в негодность, родители с удовольствием принимают участие в их реставрации и создании новых макетов.

Описание игровых макетов, созданных совместно с родителями для игры в детском саду.

Материал

Предметы, выполняющие сюжетообразующие

Предметы-

пространства

Предметы,

обозначающие

действие

1. «Зоопарк»

Тематический

комплекс с

реалистическими

игрушками,

выполнен из

Волк, лошади,

зебра, бегемот,

леопард, тигр, лев

обезьяны, бегемот,

верблюд, жираф,

вертолет

(дополняются

детьми по

желанию).

Основание из клеящей бумаги, сделана

разметка дорог,

пешеходных

переходов, озеро

домашние

животные

Мост, дома,

ограждения,

дорожные

знаки, светофор.

автомобилей

разной марки.

3. «Рыцарская

крепость»

Выполнен из картона, стены

раскрашены под

вид камней.

Рыцари, пираты,

солдаты, обитатели моря.

Остров, замок-

крепость,

лестница.

4. «Домик в

деревне»

Основание 50х50,

оклеено цветной

бумагой, разметка

дорог, двора.

Коровы, лошади,

собака, кошка,

овцы, козы, осел, баран,

гуси, куры, утки, рыбы.

Дом, пруд, трава, заборчики,

кормушки,

5.Морское царство

Выполнен в коробке- фон морской панорамы

Две куклы-русалки.

Набор рыбок. Крабы.

Морские растения, ракушки

сундуки с бусами, бусы цвета жемчуга.

6. «Остров

динозавров»

Коробка с изображенной

панорамой того

периода (пальмы,

скалы, кактусы)

Динозавры разных видов,

птицы, древние

Кактусы, ракушки.

Бросовый

природный

материал для

создания

7. «Пустыня»

Фабричного

изготовления,

основание из

клеенки, с обозначенными

на ней: пустыня, река, деревья,

кусты, кактусы.

Индейцы, ковбои,

животные.

Деревья, кактусы.

индейцев.

8.«Дворец»

Фабричного изготовления.

Мебель: стол,

стулья, кресла,

диван, кушетка,

трюмо, табурет.

Муз.инструменты,

одежда, головные

уборы, шары, ванна, фонтан.

В результате мы заметили, как игра с макетами стала одной из любимых

игр воспитанников, объединив вокруг себя семью, ребенка и детский сад.

Изменилось отношение родителей к игровой деятельности детей, папы и мамы стали интересоваться тем, как ведет себя ребенок в процессе игры, сами с удовольствием играют с детьми.

Ученые отмечают, что игра, реализует внутреннюю потребность ребенка в активности и самостоятельности, воплощении своих замыслов. В современных дошкольных учреждениях, по мнению многих исследователей, игра фактически стала носить прикладной характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности. Одной из причин, как считают современные ученые, является неумение педагогов играть вместе с ребенком, грамотно осуществлять педагогическое сопровождение процесса развития детских игр.

Сюжетно-ролевая игра, как и любой вид деятельности требует от

педагогов грамотной организации и руководства.

Наше сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания

совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы

предметно-игровой среды.

Для стимулирования самостоятельной игровой деятельности мы:

Создаем эмоционально благоприятные условия для ее появления; Проявляем уважительное отношение к играющим детям; Показываем, что мы понимаем и принимаем детскую игру без малейшего

намека на цензуру, оценку, порицание, упрек, похвалу или комплимент;

Поощряем самостоятельность детей; Предоставляем место для игры; Готовим игрушки и другой материал, необходимый для игры; Позволяем ребенку выражать свои чувства, реализовывать свои планы; Создаем условия для возникновения совместных игр, поощряя дружеские

взаимоотношения между детьми;

Поощряем активность и творчество.

Мы стремимся пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

Все это способствует тому, что игра остается любимой и значимой для детей деятельностью до конца дошкольного детства.

Планирование игр с макетами в старшем дошкольном возрасте.

1. Игра-фантазирование

Цель: способствовать приобретению умений совместно развертывать новые сюжеты на любую тему.

Задачи: учить построению новых цепей событий воображаемого мира, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы:

1.Вспоминание, пересказ известной сказки.

2.Частичное преобразование сказки.

3.Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.

4.Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

5.Соединение творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием.

Методические приемы: В работе над игрой-фантазированием преобразовывать сказку, сохраняя основную сюжетную канву.

1) Ориентировать детей на слушание друг друга, продолжать рассказ партнера, вспоминая известную сказку.

2) Игра по-новому: придумывать новую сказку, отталкиваясь от той сказки, которую пересказывали (несколько раз в течении двух-трех дней).

3) Придумывание новой сказки: в начале сказки соединяются

сказочные и реалистические элементы, построение связного рассказа, слушание и понимание

товарища, продолжение единой сюжетной линии.

4) Играя вместе с детьми, помогаем развернуть новый сюжет с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».

5) Проигрывать с детьми придуманные ими «реалистические» события.

2.Игры с макетами: Макеты-модели

1. На основании имеющегося макета с предметами: фигурками, маркерами пространства,

предметами, помогающими производить действия, придумывать сюжет и разыгрывать его одному

или с партнером.

2. Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.

3. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.

4. Придумывать новые сюжеты, объединяя два-три макета, соединяя в сюжет

реалистические и фантастические события.

Методические приемы: Презентация дополнительного материала для игры –макета. Беседа после игры: выделить интересный сюжет, ролевое поведение детей.

Совместная игра с детьми, нужно увлечь их, развивать фантазию.

Пополнять знания детей по темам игр-макетов путем чтения, рассказывания, просмотров видео- фильмов, бесед.

макеты-карты

Задачи: Придумывать на макете-карте свою игру, используя готовые игровые

предметы, предметы- заместители, создавая свои дополнения.

Методические приемы: При совместных играх с детьми показывать примеры диалогов, комментирующей действия речи, общения, доброжелательного отношения, давать новые знания по теме игры.

Подводя итоги следует отметить, что используя в своей работе сюжетно-ролевые игры с макетами мы заметили, как повысился уровень

любознательности и познавательного интереса у детей. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков.

Улучшился психологический климат в группе, дети стали более доброжелательными, уменьшилась агрессивность, проявление негативных

эмоций. Дети стали больше общаться.

Игры с макетами подняли способность к сюжетосложению на новый уровень, они повлияли на общее развитие дошкольников и являются связующим звеном

разных форм взросло-детской и свободно детской активности.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка - детский сад № 411" г. Перми

Лучший игровой макет

Подготовила воспитатель Перевалова Е. С.

Пояснительная записка

Наряду с традиционными методами для интеллектуального развития детей, в дошкольном учреждении используются различные инновационные педагогические технологии. В нашем дошкольном учреждении, особенностью реализации вариативной части образовательного процесса, с учётом специфики социально - культурных, демографических, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс, одним из направлений является Социально - личностное развитие. Образовательная область Социализация. Одной из задач при реализации социально - личностного развития является - организация предметно - развивающей среды, стимулирующая игровую активность детей. Одним из перспективных способов развития является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми. В жизни дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры - режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей.

Игровой макет: «Зима в деревне»

Работа по обогащению жизненного опыта ребенка - беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке,
- рассматривание альбома «Дикие животные»,
- загадывание и отгадывание загадок о животных,
- чтение художественной литературы о животных,
- изображение животных трафаретами, в изо. деятельности (лепка, рисование, аппликация), - просмотр познавательного видеофильма «Ребятам о зверятах»:

Назначение: обучение игровому моделированию. Игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве. Позволяет изменить её в зависимости от времени года, от образовательной ситуаций, от интересов детей и их возможностей за счёт наличия съёмных элементов. Все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Пособие находится в постоянном и открытом доступе для детей.

Цель: закрепление представления о домашних животных.

Задачи:

Обучающие: закреплять знания о домашних животных и птицах, продолжать знакомить детей с их повадками, активизировать речь детей;

Развивающие: развивать воображение; умение использовать в игре макеты, игровое поле, наборы животных и птиц;

Воспитательные: прививать навыки заботы и ухода за животными и птицами.

В макет входят: Предметы - фигурки: наборы фигурок животных.

Маркеры игрового пространства: загоны, ограждения, деревья, будка для собаки, кормушка, поильники, фигурки домашних животных, фигурки напальчикова театра: бабушки и дедушки, дополнительно макет «Комнатка», конструктор «Строим дом».

Игротека: Примерные варианты игровых ситуаций с использованием игрового пособия «Домик в деревне»: «Мы посадим огород»; «Кто в домике живёт?»; «Накормим домашних животных»; «Что растёт в огороде?»; «Где спрятался петушок?»; «Кто что любит»; «Строим заборчик для домашних животных»; «Строим дом, дом большой…»; «Петя, Петя, петушок…». Заучивание стихов, потешек: «Как овощи растут!» и «Собираем урожай».


Игровой макет: «Зоопарк»

Назначение: С помощью макета можно обучать, развивать, воспитывать, индивидуализировать работу в группе. Все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Пособие находится в постоянном и открытом доступе для детей.

Цель: Расширять представление детей о профессиях взрослых, работающих в зоопарке.

Работа со словарем: экскурсовод, ветеринар, кассир, контролёр, рабочие - служащие зоопарка, фотограф, водитель.

Задачи:

Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о животных и их повадках, условиях, в которых они живут (медведь, лиса, белка, ёж и т. д, и условиях содержания в неволе, о способах взаимодействия с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.

Формировать умение творчески развивать сюжет игры на основе полученных знаний;

Воспитывать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов);

Развивать речь детей, обогащать словарный запас;

Развивать умение самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры, соотносить свои желания с интересами других людей;

Закреплять правила поведения в общественных местах, уважительно относиться к окружающим людям; к результатам их труда.

Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.

В макет входят: предметы - фигурки, наборы фигурок животных.

Игротека:

«Загадай, а я отгадаю» Игровая задача: учить составлять загадки, описывая характерные особенности животного, не называя его, воспитывать выдержку. «Кто лишний» Игровая задача: Закреплять представления о животных диких и домашних, хищных и травоядных. «Кому, что нужно, для работы» Игровая задача: расширять представление детей о профессиях взрослых, работающих в зоопарке: экскурсовод, ветеринар, кассир, контролёр, рабочие - служащие зоопарка, фотограф, водитель. «Кто, где живет» Игровая задача: Расширять представления о разнообразие животных: внешний вид, мимикрия, повадки, среда обитания, добыча пищи, о животных жарких стран и Север.


Игровой макет: «Бабушкино подворье»

Назначение: Рассматривая картинки и игрушки, дети закрепляют названия домашних животных и их детёнышей, внешний вид; обсуждают, почему этих животных называют "домашние". Дети называют домашних животных и дают им характеристики. Затем воссоздаётся окружение животных, постепенно проживая каждый объект. После расселения знакомых детям животных можно заселять дворик другими представителями домашних животных. В ходе подобной работы макет всё время изменяется вместе с развитием детей.

Цель: закрепить представления о домашних животных (средней полосы).

Задачи:
Воспитательная:

Воспитывать у детей любовь к родному краю;

Воспитывать у детей доброе отношение к животным, их значимость в жизни человека.

Образовательная:

Закрепить знания детей о домашних животных, отмечать их характерные признаки;

Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие;

Формировать умения различать животных и их детенышей;

Формировать навык составления короткого рассказа о животных.

Развивающая:

Развивать у детей память, мышление, воображение;

Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

В макет входят: предметы - фигурки, наборы фигурок домашних животных и птиц.

Игротека:

«Кто где живет?» Игровая задача: Употребление имен существительных в единственном числе именительном падеже, различение группы домашние животные. (Словообразование, падежное управление). Свиньи живут в свинарнике. Коровы живут в коровнике. Лошади живут в конюшне. Кролики живут в крольчатнике. Собака живет в конуре. Кошка живет в доме. Овцы живут в овчарне.

«Назови профессии» Игровая задача: Составь предложения с названиями профессий.

Телятница поит телят. Пастух смотрит за коровами. Доярка доит коров. Конюх моет лошадей.

«Найди хвосты»

Игровая задача: Образование притяжательных прилагательных.

Хвост быка - бычий, хвост коровы - коровий, хвост кошки - кошачий, хвост кролика - кроличий, хвост лошади - лошадиный, хвост поросенка - поросячий.

«Кто чем защищается?» Игровая задача: Умение употреблять глаголы в третьем лице.
(Падежное управление , образование формы существительного множественного числа творительного падежа)

Баран - рогами, собака - зубами, лошадь - копытами, кошка - когтями, бык - рогами, копытами.

«Закончи предложение» Игровая задача: Формообразование, родительный падеж множественного числа существительных.

В стаде много.… В табуне много.… В доме много.… В свинарнике много… Доярка доит… Конюх поит…

«Кто, какую пользу приносит?»

Игровая задача: Развивать логическое мышление.

Свинья - мясо, собака - сторожит дом, лошадь - перевозит грузы, овца - шерсть, мясо, кролик - мех, мясо, корова - молоко, мясо, кошка - ловит мышей, коза - молоко, мясо.


Игровой макет: «Грибная полянка»

Назначение : Макет обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, в том числе двигательную (развитие мелкой и крупной моторики) даёт возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия. Все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Пособие находится в постоянном и открытом доступе для детей.

Цель: формирование знаний основ экологической культуры.

Задачи:

закреплять знания детей о деревьях, цветах, грибах, насекомых;

развивать самостоятельность и инициативу, побуждать к активному использованию игры.

В макет входят: Фигурка ежика; предметы фигурки: листья: березы, осины, дуба; грибы: мухомор, подберезовик, подосиновик; цветы: василек, ромашка, колокольчик; насекомые: стрекоза, кузнечик, гусеница, бабочка, улитка, жук скарабей, божья коровка. Набор картинок к сказкам: «Почему у земли платье зеленое», «История одной капли»

Игротека:

«Ежик собирает листья»

Цель: Формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

Игровая задача: Ребенок берет листочек, называет, с какого дерева листок и прикладывает на ежика. Например: «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый»

« Ежик собирает грибы»

Цель: совершенствовать умение определять название гриба по внешнему виду учить пользоваться в речи словами: съедобный, несъедобный, развивать внимание, память, устную речь.

Игровая задача: Ежик собирает грибы. Ребенок называет гриб, поясняет съедобный или не съедобный и прикладывает на ежика.

Например: «Этот гриб называется подберезовик, растет он под березой. Гриб съедобный»

« Ежик собирает цветы»

Цель: расширять представление о летних цветах воспитывать бережное отношение к природе.

Игровая задача: Ребенок берет цветок, называет его, проговаривает, где растет и прикладывает на ежика.

Например: «Этот цветок называется ромашка, растет на полях и в лесу»

«Насекомые на грибке»

Цель: формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых и их обитании.

Игровая задача: Ребенок берет насекомого, называет его и прикладывает на гриб.

Например: «Это насекомое называется стрекоза, она живет около водоемов»

«Экологическая сказка» Цель : Развивать память, внимание, речь, помогает обогатить словарный запас, дети начинают использовать в речи новые слова, которые им подсказывает воспитатель.

Игровая задача: Дети придумывают сюжет сказки по предложенным картинкам: «Почему у земли платье зеленое», «История одной капли».