Анализ столбчатых диаграмм. Как создать гистограмму в Excel: пошаговая инструкция. «Столбчатые диаграммы о вреде курения»

Сравнение определенных показателей в разных сферах жизнедеятельности человека очень удобно проводить посредством диаграмм. Программа Excel предлагает достаточно разнообразные виды для сопоставления любых типов данных. Построим сравнительные диаграммы.

Как сделать сравнительную диаграмму в Excel

Для сравнения разных типов данных могут использоваться следующие виды диаграмм:

  1. Круговые. Позволяют сопоставить доли отдельных элементов в общем значении. Такие диаграммы не совсем удобны для сравнения.
  2. Линейчатые. Позволяют сравнивать несколько значений в определенном диапазоне данных.
  3. Гистограммы. Вертикальные столбики для сопоставления значений в одном или нескольких диапазонах.
  4. Графики. Используются для иллюстрации тенденции изменения показателя. Если нужно сравнить несколько рядов данных, то в одной области строится несколько графиков.
  5. Точечные. Показывают взаимосвязь между двумя наборами данных. Представляют собой точки в области построения.
  6. Лепестковые. Отображают функциональную зависимость нескольких переменных. Данный тип диаграммы имеет вид криволинейного многоугольника с несколькими векторами, выходящими из центра. Векторные линии – оси координат по каждой категории.

Все эти примеры можно скачать в одном файле в конце статьи. Построение любого типа сравнительной диаграммы начинается с составления таблицы с исходными данными. Общие требования:

  1. Все ячейки исходного диапазона заполнены.
  2. Строки и столбцы имеют подписи, которые Excel автоматически генерирует в подписи осей координат.

Как программа воспринимает данные для столбчатых и линейчатых диаграмм и графиков:

  1. Каждая строка воспринимается Excel как отдельный ряд данных. На диаграмме это обособленная линия или столбик одного цвета.
  2. Каждое значение в строке – это точка на линейном графике или высота (длина) столбика.
  3. Заголовки строк – названия рядов данных (легенда).
  4. Заголовки столбцов – подписи одной из осей.

Как Excel интерпретирует данные для круговых диаграмм:

  1. Программе нужен только один ряд данных (один столбец со значениями).
  2. Каждое значение в столбце – это сектор круга.
  3. Заголовки строк – подписи секторов (легенда).
  4. Название столбца – наименование ряда данных.

В точечной диаграмме координаты каждой точки – значения из двух наборов данных. Из первого столбца – координата по оси Х. Из второго столбца – по оси Y.

Рассмотрим на примере, как строится лепестковая сравнительная диаграмма:

Изменения ВВП и инфляции показаны относительно одного центра.



Показатели уровня экономического развития страны

Используем диаграммы Excel для отображения некоторых сравнительных показателей экономического развития России. Уровень экономического развития определяют, в основном,

  • уровень ВВП / НД на душу населения;
  • отраслевая структура экспорта и импорта;
  • уровень и качество жизни.

Ведущий показатель – ВВП.

Сравним с помощью гистограммы значения ВВП на душу населения в США, Великобритании, Японии, Канаде и России за последние три года:


Проанализируем диаграмму, сравнительные показатели экономического развития и сделаем все возможные выводы. Данные для построения взяты из Википедии (по списку МВФ). Сравнительные показатели экономического развития стран мало поменялись со времен Советского Союза. Вот диаграмма на основе значений 1991 года (ВВП на душу населения – цифра 1):

Сравним ВНД на душу населения в этих же странах в 2015 году. Используем линейчатую диаграмму:


Для иллюстрации уровня жизни населения возьмем индекс развития человеческого потенциала как наиболее широкий показатель, который можно представить в количественном виде. Помимо экономических данных, ИРЧП учитывает ожидаемую продолжительность жизни, уровень грамотности и образования. Сравним индексы по странам с помощью лепестковой диаграммы (данные взяты за 2014 год из Википедии):

Для сопоставления доли каждой отрасли в структуре экономики страны лучше использовать круговые диаграммы. Показатели по России за 2014 год:


Так как доля сельского хозяйства и других областей первичного сектора достаточно низкая, вторичные и третичные сектора (производство, услуги, образование) преобладают, Россию можно охарактеризовать как развитую страну. Но индекс человеческого развития немногим выше среднемирового значения (ИРЧП в 2014 году в РФ – 0,798, в том же 1985 – 0,811).

Задание 1. По данным таблицы построить столбчатую диаграмму «Отраслевая структура промышленности Северо-Западного района». Образец. Отрасль промышленности. Доля в промышленной продукции,%. Электроэнергетика Топливная Черная металлургия Цветная металлургия Химическая промышленность Машиностроение Лесная промышленность Промышленность строительных материалов Легкая промышленность Пищевая промышленность. 4,4 2,5 1,0 1,5 4,3 7,4 7,1 4,7 4,9 5,0. 2. 3. 4. 5.

Слайд 33 из презентации «Северо-Западный экономический район»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Северо-Западный экономический район.pptx» можно в zip-архиве размером 5988 КБ.

Скачать презентацию

Северо-Запад России

«Материк Австралия» - Австралийский Союз. Хорошо развита связь: телефон, радио, телевидение, интеренет. Современное население Австралии составляет около 20 млн. человек (!). Плотность и территория заселения. Австралия. Население. Австралия занимает одно из первых мест в мире по по поголовью тонкорунных овец. В Австралии в больших количествах разводят крупный рогатый скот, а также овец.

«Государственные услуги Ставропольский край» - Разработан и утвержден. Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Экспертиза и согласование. Оптимизация процедур предоставления государственных и муниципальных услуг. Региональная тарифная комиссия края. РАЗРАБОТАН и УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Ставропольского края от 24 июня 2011 г. № 250-п.

«Государства СНГ» - Украина. Жогорку Кенеш осуществляет законодательную власть, а также контрольные функции. Уставные цели и направления деятельности СНГ. История создания и основные этапы развития. Президентом Российской Федерации является Медведев Дмитрий Анатольевич. Президентом Республики Казахстан является Назарбаев Нурсултан Абишевич.

«Страна Молдова» - Всего 4 458 000 чел. Эгп. Население. Общие сведения. Общая характеристика хозяйства. Развиватся машиностроение, химпром, металлургия, деровообрабатывающая, легкая промышленность. Природно-ресурсный потенциал. Удовлетворяют потребности страны. Презентация на тему “Характеристика Молдовы”. Молдавия – аграрно-индустриальное государство.

«Воды суши география» - Особенности солевого и газового состава. Озера. Какие озера преобладают в районах с влажным климатом. Многолетняя мерзлота. Россию можно смело назвать страной озер и вечной мерзлоты. Подземные воды. Ледники. Болота. Озера, подземные воды, болота, мерзлота, ледники. Водохранилища. Вспомним о происхождении озерных котловин.

Статистические графики отличаются большим разнообразием. В зависимости от способа построения их можно разделить на две большие группы: 1) диаграммы и 2) статистические карты.

Диаграммы - это условное изображение числовых величин и их соотношений с помощью геометрических знаков. Термин "графика" тождественный термину "статистический график". Диаграммы являются наиболее распространенным видом графиков. Выделяют такие основные виды диаграмм: линейные, столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, радиальные, треугольные, фигурные, знак Варзара и др.

в Зависимости от круга решаемых задач все диаграммы можно разделить на диаграммы сравнения, структуры и динамики.

Рассмотрим методику и технику построения статистических графиков, которые чаще всего применяются на практике.

самым Распространенным видом показательных диаграмм являются линейные диаграммы, которые используются в основном для характеристики динамических рядов и рядов распределения. Наряду с этим линейные диаграммы широко используются для изучения взаимосвязей между явлениями, сравнение нескольких показателей, хода исполнения планов и т.д.

Линейные диаграммы дают возможность изображать явления в виде линий, которые соединяют точки, расположенные в координатном поле. Ломаные линии, образующиеся показывают характер развития явления во времени или особенности его распределения по величине какого-либо признака, или связи явлений.

По способу построения - это графики с равномерной (арифметическим) шкале. При их построении используют прямоугольную систему координат. Расположение любой точки в этой системе определяется двумя параметрами - абсциссой и ординатой. Иногда поле в пределах осей координат для удобства нанесения геометрических знаков и чтения графика покрывается горизонтальными и вертикальными линиями, проведенными по принятому масштабу. Эти линии образуют координатную числовую сетку.

На горизонтальной оси (ось абсцисс) откладывают одинаковые по длине отрезки, отражающие периоды (годы, месяцы, декады, дни и т.д.). На вертикальной оси (ось ординат) в определенном масштабе наносят значения исследуемой величины. На пересечении перпендикуляров соответствующих значений исследуемого признака и временных дат до осей координат получают точки. Ломаная линия, соединяющая эти точки, характеризует изменение исследуемого явления во времени.

Построение простой линейной диаграммы рассмотрим на следующем примере (табл. 12.1).

Таблица 12.1. Динамика производства молока в агрофирме за 2001 - 2010 гг.

производство

В прямоугольной системе координат на вот абсцисс нанесем показатели времени (годы с 2001 по 2010), принимая масштаб летнего периода равен 1 см. Тогда длина горизонтальной шкалы будет равна 10 см (1 см х 10 лет). На оси ординат исходя из оптимального соотношения осей ординат и абсцисс как 1: 1,5, то есть длиной 6,7 см (10: 1,5), нанесем в определенном масштабе значения валового производство молока от 26 до 38 тыс. ц. Возьмем 1 см за 2 тыс. ц. При этом для большей наглядности на оси ординат сделаем разрыв, поскольку минимальное значение производства молока значительно отличается от нуля. На поле графика точками отложим соответствующие значения валового производства молока по годам. Полученные точки соединим отрезками прямой линии (рис. 12. 1).

Построенный график показывает постоянный рост производства молока. Ломаная кривая, которая имеет небольшие взлома, непрерывно направляется вверх.

Линейные диаграммы могут быть построены с целью изучения взаимосвязей между двумя признаками: результативным и факторным (например, между урожайностью и качеством почв). При этом на оси абсцисс откладывают

Рис. 12.1. Динамика валового производства молока в агрофирме за 2001 - 2010 гг.

значение факторного признака (качества почв), а на оси ординат - значения результативного признака (урожайности).

Линейные диаграммы удобны для изображения нескольких параллельных рядов с целью их сравнения (например, динамики продуктивности коров и уровня кормления или других качественно отличительных признаков). В этом случае строят две (при двух признаках) или несколько шкал. Вторую шкалу строят справа.

Особое место имеют линейные диаграммы со специальными базовыми линиями. Наиболее типичными являются два случая. В первом случае значение вертикальной шкалы в начале координат принимают за 100%, то есть линия, выходящая из этой точки, отображает уровень базисной величины, которая равна 100%. Все значения величин, которые превышают базисную, располагают выше этой линии, а значения, которые менее уровня базисной величины, располагают ниже.

Во втором случае при изображении отклонений от среднего значения уровня (чаще в процентах) базовая линия, которая характеризует средний уровень, является нулевой. Положительные отклонения (превышения) от среднего уровня откладывают выше этой линии, отрицательные - ниже.

Диаграммы в виде вертикальных столбиков и лент являются наиболее простыми и достаточно эффективными для анализа социально - экономических явлений видом графического изображения.

Столбиковые и ленточные диаграммы преимущественно применяются для сравнения различных показателей в пространстве и во времени, а также анализа структуры явлений.

Столбиковые диаграммы - это графики, в которых различные величины представлены в виде столбиков одинаковой ширины, которые расположены друг от друга на одинаковом расстоянии или плотно. Если колонки расположены не по вертикали, а по горизонтали, то такие диаграммы называются ленточными.

Основа сравнения в столбиковых и ленточных диаграммах - линейная (одномерная). Высота столбиков и длина лент в соответствии с принятым масштабом пропорциональна величине изображаемых явлений.

При построении столбиковых (ленточных) диаграмм нужно придерживаться таких основных правил. Основания столбиков (лент) должны быть равными. Столбики (ленты) могут быть размещены на одинаковом расстоянии друг от друга или плотно. Конечно соблюдают правила, чтобы ширина зазоров была вдвое меньшей ширины самих столбиков (лент). Высота столбиков и длина лент должны строго соответствовать изображаемым цифрам.

Рекомендуется включение в диаграмму масштабной шкалы, которая дает возможность определить высоту столбика и длину ленты. Шкала может совпадать с гранью первого столбца или ленты или располагаться на отдельной линии слева (в столбиковой диаграмме) или в верхней части (в ленточной диаграмме). Шкала, по которой устанавливается высота столбиков или длина лент должна быть непрерывным и начинаться с нуля. Надписи и указания цифр в конце столбиков (лент) делать не рекомендуется, ибо это может создать зореве удлинение столбиков (лент). Цифры показателей лучше всего писать внутри столбиков (лент), или расположить в один ряд над ними на уровне окончания шкалы по оси ординат.

Столбики (ленты) для лучшей наглядности могут быть закрашены краской сплошной, если столбик (лента) отражает целое явление, или несколькими красками, если изображаются сравнения различных структур явлений, каждому из которых отведена часть столбика (ленты).

Ленточной диаграммой можно изображать то же самое что и стовпчиковою. Однако вертикальные столбики лучше лент, если числа выражают идею высоты (уровень роста) и если небольшие пояснительные надписи к каждому столбику. Горизонтальные ленты нагляднее, если изображаемые величины выражают идею подовженості (автомобильных дорог, рек и т.п.) и если пояснительный текст к ним небольшой.

Столбиковые и ленточные диаграммы лучше линейные прежде всего в тех случаях, когда сравниваемых величин не так много, нарушается непрерывность во времени (сравнивают не смежные периоды) и нужно обратить внимание не на относительное изменение, а на абсолютную величину сравниваемых уровней.

Порядок построения столбиковой диаграммы покажем на следующем примере (табл. 12.2).

Таблица 12.2. Посевные площади сельскохозяйственных культур в TOB района за 2009 и 2010 гг., тыс. га

Сравним с помощью столбиковой диаграммы общую посевную площадь в TOB района за 2009 и 2010 гг., которая соответственно составила 55,0 и 60,0 тыс. га.

Для этого на оси абсцисс построим два столбика с основами по 3 см на расстоянии 1 см друг от друга. Масштаб на оси ординат примем равным такому соотношению: 10 тыс. га на 1 см. Цифры, характеризующие общий размер посевной площади, напишем в середине столбиков. Для наглядности столбики рекомендуется закрасить или заштриховать.

Построим столбиковая диаграмма (рис. 12.2).

Рис. 12.2. Посевные площади в TOB района за 2009 и 2010 гг.

Столбчатая диаграмма может быть использована не только для характеристики общего размера и структуры того или иного явления. При

построении столбиковой структурной диаграммы высоту столбика принимают за 100% и делят на части пропорционально структуре явлений (табл. 12.3).

Таблица 12.3. Структура посевных площадей в ООО района за 2009 и 2010 гг.

Чтобы облегчить чтение и анализ таких диаграмм, отдельные составные части раскрашивают разным цветом или штриховкой.

Используя данные табл. 12.3, построим столбиковая структурную диаграмму (рис. 12.3).

Под круговыми (квадратными) диаграммами понимают графики, которые выражают однородные величины через площади кругов (квадратов).

Чтобы построить круговую и квадратную диаграмму из сравниваемых статистических величин нужно извлечь квадратные корни, а потом изобразить круги и квадраты со сторонами, пропорциональными полученным результатам.

Сравним между собой за 2010 г размер посевных площадей технических (4,0 тыс. га), картофеля и овоще-бахчевых (3,3 тыс. га) культур. Корни квадратные из посевных площадей соответственно составляют =2,0 и ^/3,3 =1,8.

Рис. 12.4. Посевные площади технических, картофеля и овоще-бахчевых культур в TOB района в 2010 г.

тот, кто читает диаграмму по-разному ее воспринимает, принимая за сравнение или высоту фигуры, или ее площадь.

В связи с этим предпочтение следует отдавать основном одномерным (линейным) сравнением, используя для этих целей столбиковые или ленточные диаграммы.

диаграмма представляет собой круг, разделенный радиусами на отдельные секторы, каждый из которых характеризует удельный вес соответствующей части в общем объеме изображаемой величины. Круговые диаграммы используются преимущественно для характеристики структуры явлений. При сравнении различных структур общие площади кругов принимают одинаковыми. Каждый сектор выделяют цветом или штриховкой; кроме того в каждом секторе нередко дают и цифровое обозначение его удельного веса. При малом угле сектора экспликация к нему указывается стрелкой.

При построении круговой диаграммы круг разделяют на секторы, площади которых пропорциональны долям частей исследуемого явления. Площадь круга изображает общий размер явления и принимают ее равной 100% или 3600. Перед построением диаграммы абсолютные величины переводят в проценты, а проценты в градусы. Каждый процент равен 3,6° (360:100).

Последовательность размещения секторов определяется их величиной: самый большой размещается сверху, а остальные - по ходу часовой стрелки в порядке уменьшения.

В круговой диаграмме можно в основной круг вписать малый круг, указав в нем базу, равную 100%.

Иногда вместо круга используют напівкруги, разделены на секторы, где 1% равен 1,80.

Круговые диаграммы наглядные только тогда, когда исследуемая совокупность разделяется не более как на 4 - 5 секторов и наблюдается значительная структурная дифференциация. Если совокупность делится на большее количество секторов и структурная дифференциация незначительна, то для изображения структуры явлений целесообразно применять столбиковая или ленточную диаграмму.

Построение круговой диаграммы покажем на примере данных табл. 12.3. Для построения круговой диаграммы используем данные этой таблицы и условные обозначения рис. 12.3. С помощью транспортира найдем нужные углы и поделим одинаковые круги на сектора. Для лучшей наглядности графика секторы круга изобразим разной штриховкой (рис. 12.5).

Рис. 12.5. Структура посевных площадей в ООО района в 2009 и 2010 гг.

Радиальные диаграммы используются для изображения явлений, которые периодически изменяются во времени (преимущественно сезонных колебаний). Для их построения используют полярную систему координат. Круг делится на 12 равных частей, каждая из которых означает определенный месяц. Величину радиуса берут за среднемесячный уровень (100%) и соответственно к этому масштаба на лучах, начиная от центра круга, откладывают отрезки, изображающие месячные уровне. Концы этих отрезков соединяют между собой, в результате чего образуется замкнутая фигура дванадцятикутник, характеризующий сезонные колебания изучаемого явления.

В радиальной диаграмме за вот абсцисс берут круг, а за вот ординат - его радиусы, которые являются носителями масштабной шкалы с точкой отсчета от центра круга.

в Зависимости от того, какой изображается цикл исследуемого явления - замкнутый или продолжаемое (из периода в период) - различают замкнутые и спиральные радиальные диаграммы. Например, если изображаются данные по месяцам за несколько лет, то при соединении уровня декабря данного года с уровнем января этого же года диаграмма будет замкнутой; при соединении уровня декабря данного года с уровнем января следующего года образуется спиральная диаграмма. Спиральная диаграмма применяется в том случае, если наряду с сезонными колебаниями происходит систематический рост исследуемого явления.

Проиллюстрируем построение замкнутой радиальной диаграммы на следующем примере (табл. 12.4).

Определим средний уровень ряда динамики - среднемесячное производство молока:

Таблица 12.4. Производство молока в агрофирме по месяцам 2010 г.

Месяц

Производство молока, тыс. т

Показатели сезонности, %

Длина радиуса, см

Вместе

Рассчитаем показатели сезонности как отношение уровня каждого месяца в процентах к среднемесячному. Например, для января(1526: 2000) -100 = 76,3%, для февраля (1616: 2000) o 100 = 80,8% и т.д.

Вычислим длину радиуса для каждого месяца, приняв среднемесячный уровень равным 3 см. Тогда величина радиуса для января составит (3 -76,3) : 100 = 2,3 см, для февраля - (3 -80,8) : 100 = 2,4 см и т.д.

График показывает, что наибольшее производство молока наблюдается в мае - августе, а меньше всего - в декабре - марте.

Построим радиальную диаграмму (рис. 12.6).

Рис. 12.6. Сезонность производства молока в агрофирме

Особой разновидностью плоскостных диаграмм являются графические статистические знаки, предложенные российским статистиком В.Е. Варзаром (1851 - 1940 гг.). в Знак Варзара представляет собой плоскостную диаграмму в виде прямоугольника. Этот вид диаграмм используют для изображения показателей, которые являются результатом перемножения двух других связанных между собой показателей - факторов.

Применение знаков Варзара эффективно для анализа показателей валового производства за складаючими (в растениеводстве - за урожайность и площадь, в животноводстве - продуктивность одной головы и поголовья) и других сложных показателей с выявлением роли отдельных факторов. Так, например, при помощи знаков Варзара можно графически изобразить динамические и территориальные изменения таких показателей как валовой сбор сельскохозяйственных культур (произведение урожайности на посевную площадь), валовая продукция (произведение производительности труда - производство продукции на одного работника - на численность работников), объем грузоперевозок (произведение выработки на одну автомашину на среднесписочную численность автомашин) и т.д.

Знак Варзара строят в виде прямоугольника, основание и высота которого определяются по масштабу двумя факторами - співмножниками, а площадь - величине результативного показателя - добутка. Построение знака Варзара (рис. 12.7) рассмотрим на следующем примере (табл. 12.5).

Таблица 12.5. Поголовье, продуктивность коров и валовой надой молока в ООО

Для построения диаграммы примем такой масштаб: по оси ординат (надой на корову) 10 ц на 1 см, по оси абсцисс (среднегодовое поголовье) - 100 голов на 1 см.

Рис. 12.7. Поголовье, продуктивность коров и валовой надой молока в ООО

Как видно из рис. 12.7., валовой надой молока в двух TOB одинаковый, но в TOB №1 его получили от меньшего поголовья за счет более высокой продуктивности коров.

Линейные напівлогарифмічні диаграммы (графики отношений) строят таким образом, чтобы одна из шкал отражалась как логарифмическая, а вторая - как арифметическая. В данном случае логарифмический масштаб наносится на оси

ординат, а на оси абсцисс располагают равномерную (арифметическую) шкалу для отсчета времени по принятым интервалам (годы, месяцы, дни и т.д.).

Логарифмический масштаб характерен тем, что в нем отрезки шкалы пропорциональны не изображаемым числовым величинам, а их логарифмам.

Напівлогарифмічні диаграммы целесообразно и эффективно применять для сравнения относительных изменений в динамических рядах с существенно различными абсолютными уровнями. Этот вид диаграмм имеет особую ценность для изображения пропорциональных и процентных отношений, поскольку на этом графике угол наклона кривой выражает относительные изменения, например темпов роста.

Разности ординат точек кривой (их прирост) пропорциональны темпам роста, так же как и на обычной шкале эти ординаты пропорциональны уровням ряда. Итак, по логарифмической шкале можно определить процентное отношение между любыми ее точками.

Преимущество напівлогарифмічних диаграмм в анализе рядов динамики заключается в том, что они дают более правильное представление о темпах динамики. Поэтому линейные напівлогарифмічні диаграммы называют диаграммами темпов. Диаграмма с равномерной арифметической шкале правильно передает абсолютные приросты объемов того или иного явления, а относительные приросты (темпы) искажает. Так, если производство продукции растет равномерно, увеличиваясь из года в год, например, на 3%, то это означает, что абсолютные годовые приросты будут все время увеличиваться. На равномерной координатной сетке линия динамики будет иметь вид возрастающей кривой, а на напівлогарифмічній - вид прямой. Напівлогарифмічний график правильнее покажет темпы изменения исследуемого явления, что имеет большое значение для анализа динамики, особенно за длительный период.

Проиллюстрируем это на следующем примере. На рис. 12.8 изображен рост урожайности кукурузы на зерно в 2010 г. по сравнению с 2002 г. двух предприятий: предприятия №1 с 20 до 30 ц/га и предприятия №2-с 40 до 60 ц/га.

Рис. 12.8. Напівлогарифмічна (А) и арифметическая (Б) линейные диаграммы динамики урожайности кукурузы на зерно

В обоих предприятиях одинаковый темп роста урожайности, то есть увеличение в 1,5 раза, что улавливается напівлогарифмічною диаграммой (рис. 12.8, А) без расчета относительных величин, а на арифметической диаграмме (рис. 12.8, Б) на направление линий влияет величина абсолютного прироста (у предприятия №1 рост урожайности составляет 10 ц/га, а у предприятия №2 - 20 ц/га).

Техника построения логарифмической шкалы такова (рис. 12.9).

Рис. 12.9. Логарифмическая шкала

Сначала нужно найти логарифмы исходных чисел, начертить ординату и разделить ее на несколько равных частей. Затем нанести на ординату (или равную ей параллельную линию) отрезки, пропорциональные абсолютным приростам этих логарифмов.

Далее записать соответствующие логарифмы чисел и их антилогарифми, например 0,0000; 0,3010; 0,4771; 0,6021; ...; 1,0000, что дает 1, 2, 3, 4, 10. Полученные антилогарифми дают конечный вид искомой шкалы на ординаті. На логарифмической шкале нет нулевой базовой линии, так как ^ 0 - <ю.

Приведем пример построения напівлогарифмічної диаграммы. Предположим, что нужно изобразить на графике уровень энергообеспеченности предприятия за 1980 - 2010 гг. За эти годы она выросла в 3,3 раза. Найдем логарифмы для каждого уровня динамического ряда (табл. 12.6).

Определив минимальное и максимальное значение логарифмов энергообеспеченности, построим масштаб с таким расчетом, чтобы все данные разместились на графике

Учитывая масштаб, найдем соответствующие точки, соединим прямыми линиями, в результате получим график (рис. 12.9) с использованием логарифмического масштаба на оси ординат. Он называется диаграммой на напівлогарифмічній сетке.

Таблица 12.6. Динамика энергообеспеченности предприятия за 1980 - 2010 гг.

в Полной логарифмической диаграмме он станет в том случае, если на оси абсцисс будет построен логарифмический масштаб. В рядах динамики это никогда не применяется, так как логарифмирование времени теряет всякий смысл.

Применение логарифмического масштаба дает возможность без каких-либо вычислений характеризовать динамику явления. Если кривая на логарифмическом масштабе несколько отклонена от прямой и становится угнутою к оси абсцисс, значит, имеет место снижение темпов; когда кривая приближается к прямой - стабильность темпов; если она отклоняется от прямой в сторону, выпуклую к оси абсцисс (как в нашем примере), исследуемое явление (енергозабезпеченість) имеет тенденцию к росту с растущими темпами.

Напівлогарифмічні диаграммы широко используются при изображены относительных изменений величин, выраженных в разных единицах измерения. Это позволяет на одной диаграмме сравнивать темпы роста средней заработной платы, производительности труда, выпуска продукции и другие показатели.

В этом случае логарифмическая шкала делится на несколько циклов. Цифры каждого цикла в 10 раз больше цифр низшего цикла. Например, в пределах низшего цикла значения показателя изменяются от 1 до 10, второй от 10 до

100 и т.д. Каждый цикл соответствует изменению характеристики логарифма на единицу. Для построения логарифмической шкалы нужно масштаб цикла (например, один цикл равен 5 см) умножить на логарифмы чисел от 1 до 10 и полученные произведения нанести на вертикальную шкалу в пределах каждого цикла. Число самих циклов определяется амплитудой колебания уровней (разницей между максимальным и минимальным значением).

наиболее отчетливо и такими, которые легко воспринимаются, является изобразительные (картинные, фигурные диаграммы), на которых дают художественное изображение какого-либо явления. Геометрические знаки (точки, линии и т.п.) в изобразительных диаграммах заменяются фигурами, что в какой-то степени символизируют внешний образ изображаемого на графике явления. Например, поголовье коров, свиней, овец в хозяйстве или хозяйствах района (области, страны) может быть изображен рядом фигур этих животных.

Достоинство таких графиков заключается в высокой степени наглядности, в получении наилучшего отображения сравниваемых явлений. Фигурные диаграммы могут быть построены по двум основным принципам: количественном и пропорциональном. Для количественного діаграмування характерно использование равных по размеру фигур - знаков, число которых показывает величину изображаемых явлений.

Фигуры, изображающие ту или иную величину, располагают слева направо на одинаковом расстоянии. В этом отношении фигурные диаграммы является разновидностью линейных диаграмм, в которых сочетаются положительные стороны столбиковых и ленточных диаграмм и преимущества символического изображения по сравнению с геометрическим.

При построении фигурных диаграмм каждой фигуре предоставляется конкретное числовое значение и определенные стандартные размеры. Сама же исследуемая статистическая величина изображается определенным количеством одинаковых по размеру фигур. Однако в большинстве случаев не удается изобразить статистический показатель целым числом фигур. Последнюю из них приходится делить на части, так как по масштабу один знак является слишком крупной единицей измерения. Сложность ее определения является недостатком фигурных диаграмм. Однако большая точность изображения статистических данных в фигурных диаграммах не требуется, и результаты здержуються вполне удовлетворительными.

Принцип пропорционального построения фигурных диаграмм основывается на отраженные величины сравниваемых показателей размеру фигур в соответствующей пропорции с изображаемыми явлениями. Недостатки этого способа, по сути, повторяют недостатки рассмотренных выше круговых и квадратных диаграмм. Вследствие возможного довольно значительного искажения при восприятии в исключительных случаях.

Покажем пример построения фигурной диаграммы по данным о численности фермерских хозяйств в двух областях (условно А и Б) в 2010 г.

Рис. 12.10. Численность фермерских хозяйств в двух областях в 2010 г.

Примем условно за один фігуро-знак 500 хозяйств. Тогда число фермерских хозяйств в области, А в количестве 2550 будет изображен 5,1 фигурами, а в области Б в количестве 3250 - 6,5 фигурами.

Особое место в системе графических изображений отчетных и плановых данных занимают контрольно-плановые графики. Основная задача этих графиков оперативная характеристика выполнения тех или иных производственных процессов и их соответствие плановым заданием. Большим преимуществом контрольно-плановых графиков является то, что они дают возможность наглядного сравнения выполнения плана по большому кругу взаимосвязанных объектов (бригад, звеньев, видов работ и т.д.).

Контрольно-плановые графики бывают разных видов и степени сложности в зависимости от числа объектов и количества признаков, подлежащих графическому изображению.

Среди большого разнообразия контрольно-плановых графиков для изучения хода выполнения плана чаще всего используют график Ганта. Этот вид графика изображает уровень выполнения плана по нескольким объектам как за отдельные периоды, так и за отчетный период в целом.

Порядок построения контрольно-планового графика (графика Ганта) рассмотрим на следующем примере (табл. 12.7).

Таблица 12.7. Данные о ходе сева озимой пшеницы по двух отделениях агрофирмы

Этот график построим на специально розграфленій сетке, в которой по горизонтали в определенном масштабе отложим периоды времени (дни), а по вертикали укажем объекты наблюдения.

Каждый отрезок по горизонтали, который означает отрезок времени (день), примем равным 100% и делим его на 5 равных частей, каждая из которых равна 20% планового задания. На графике эту шкалу дадим нарастающим итогом. При этом отметки 0 и 100%, чтобы не усложнять график не давать.

Степень выполнения плана на графике изобразим двумя линиями: тонкой и жирной. Тонкая линия покажет степень выполнения плана за весь прошедший период. Жирная линия является своеобразной суммарной линией, характеризует степень выполнения плана по состоянию на каждый день.

Построим контрольно-плановый график (рис. 12.11).

Рис. 12.11. График выполнения плана сева озимой пшеницы по отделениях агрофирмы

Построение графика начнем с данных по первому отделению. Плановое задание первого дня (25.08) выполнено на 90%. Согласно этого показателя на диаграмме проведем тонкую линию, которая занимает 90% всего дневного промежутка, или 4,5 деления. За второй день (26.08) план выполнен на 100%. Соответственно проведем тонкую линию, которая занимает весь дневной отрезок (100%). Плановое задание третьего дня (27.08) выполнено на 110%. Поэтому тонкая линия займет все пять частей дневного отрезка (100%), под линией в первой части проведем дополнительный отрезок, который равен половине первой части (10%). Эта дополнительная линия показывает перевыполнение плана за третий день на 10%. За четвертый день (28.08) план сева выполнен на 90%. На диаграмме проведем тонкую линию, которая занимает четыре части дня отрезке (80%) и половину последней пятой части, что составляет 10% планового задания.

Нанесем на график жирную линию. На ней одновременно с ее построением сделаем отметки о ежесуточное выполнение плана. За первый день ее длина будет равна длине тонкой линии (90%). За второй день план выполнен на 100%, а за первый и второй день суммарный процент составит 190% (90 + 100), то есть жирную линию за первый день доведем до 100%, а за второй день - до деления, что соответствует 90%. Жирная линия показывает, что за первые два дня план не выполнен на 10%, или на 20 га (400-380). За третий день план выполнен на 110%, а за три дня вместе суммарный процент составит 300% (90+100+110). Жирная линия займет три полных дневных отрезки. За четвертый день план сева выполнен на 90%. Соответственно суммарный процент за 4 дня составит 390% (90+100+110+90). Жирную линию по четвертый день продлим до отметки 90%.

Аналогично нанесем тонкую и жирную линии согласно данных отделения №2.

Анализ контрольно-планового графика показывает, что за первые четыре дня посевных работ отделения №1 не выполнило план на 10%, или на 20 га (800-780), а отделение №2 выполнило плановое задание на 100%.

В статистических карт относят картограммы и картодиаграммы. Для характеристики территориального размещения каких-либо социально-экономических явлений (плотность населения по регионам страны, распределение районов по уровню урожайности, продуктивности животных и т.д.) применяют картограммы.

Картограмма представляет собой схематическую географическую карту, на которой разной краской или штриховкой показано распределение какого-либо явления в пределах изображаемой на карте территории.

Картограммы могут быть выполнены по материалам отдельного хозяйства (внутрихозяйственный разрез по бригадах, участках, полях севооборота), района (в разрезе хозяйств), области (в разрезе районов) и т.д.

Картограммы делятся на фоновые и точечные. в Фоновая картограмма - вид картограммы, на которой штриховкой различной густоты или краской разной степени насыщенности показывают интенсивность какого-либо показателя в пределах территориальной единицы. Этот вид картограмм, как правило, используются для изображения средних и относительных показателей.

При построении фоновых картограмм предварительно осуществляется группировка данных по исследуемой признаку. При этом обычно выделяют небольшое количество групп (не более 5-6), а для наглядности интервалы закругляют. Для каждой группы устанавливаются своя штриховка (интенсивность ее должна возрастать по мере роста показателя). Группа хозяйств (район), попадающих в тот или иной интервал, обозначается на карте соответствующей штриховкой.

Точечная диаграмма - вид картограммы, на которой уровень изучаемого показателя изображается с помощью точек. Точки изображают одну единицу совокупности или некоторое их количество, показывая на географической карте плотность или частоту появления определенного признака. Этот вид картограмм используется в основном для отображения размещения и концентрации абсолютных показателей - площади угодий, посевов, численности скота и т.д. При этом размер того или иного показателя по территориальных единицах характеризуется определенным количеством точек.

При построении точечной диаграммы все точки, нанесенные на карту, должны иметь одинаковый размер, так как каждая из них характеризует определенную величину. Точки легко подсчитать на карте. Необходимо продумать, какую величину будет означать каждая точка; если это очень малое значение, то нужно будет очень большое количество точек, и, наоборот, малое количество точек не даст впечатление густоты.

Построим точечную картограмму размещения посевов сахарной свеклы в южной подзоне области (рис. 12.12).

Рис. 12.12. Точечная картограмма размещения посевов сахарной свеклы по районам южной подзоны области

Точечная диаграмма построена по следующим данным о площади посева сахарной свеклы: в районе А - 3500 га, Б - 5000, В - 6000, Г - 8000 га. Масштаб выражено следующим соотношением: 1 точка равна 500 га. Соответственно количество точек по районам составит: А - 7 точек, Б - 10, В - 12, Г - 16 точек.

Общим недостатком картограмм является то, что в пределах выделенной территориальной участки колебания статистических показателей четко не улавливается. Кроме того, нецелесообразно изображать абсолютные величины, так как они относятся к разным по величине территорий.

Картодіаграма - это сочетание схематической географической карты с одной из рассмотренных выше диаграмм (круговой, квадратной, стовпчиковою и др.). Примером картодиаграмм есть географическая карта, на которой численность крупных городов изображена в виде кругов различной величины.

Общая теория статистики Щербина Лидия Владимировна

17. Столбиковые диаграммы.

17. Столбиковые диаграммы.

Наиболее распространенными диаграммами сравнения являются столбиковые диаграммы. Каждый столбик изображает величину отдельного уровня исследуемого статистического ряда. При построении столбиковых диаграмм необходимо начертить систему прямоугольных координат, в которой располагаются столбики. На горизонталь–ной оси располагаются основания столбиков, ве–личина основания определяется произвольно, но устанавливается одинаковой для всех. Шкала, определяющая масштаб столбиков по высоте, расположена по вертикальной оси. Величина каж–дого столбика по вертикали соответствует разме–ру изображаемого на графике статистического показателя. У всех столбиков переменной величи–ной является только одно измерение. Размещение столбиков в поле графика может быть различным:

1) на одинаковом расстоянии друг от друга;

2) вплотную друг к другу;

3) в частном наложении друг на друга.

Разновидности столбиковых диаграмм соста–вляют так называемые ленточные (или полосовые) диаграммы. Масштабная шкала расположена по го–ризонтали сверху и определяет величину полос по длине. Столбиковые и полосовые диаграммы как при–ем графического изображения статистических дан–ных, по существу, взаимозаменяемы.

Разновидностью столбиковых (ленточных) диа–грамм являются направленные диаграммы. Они от–личаются от обычных двусторонним расположени–ем столбиков или полос и имеют начало отсчета по масштабу в середине. Анализ направленных диаграмм позволяет делать достаточно со–держательные выводы. К группе двусторонних от–носятся диаграммы чистых отклонений. В них по–лосы направлены в обе стороны от вертикальной нулевой линии: вправо – для прироста, влево – для уменьшения.

Наиболее выразительным и легко воспринимае–мым является способ построения диаграмм сравнения в виде фигур-знаков. В этом случае статистические совокупности изображаются не геометрическими фи–гурами, а символами или знаками.

Важнейший признак любой диаграммы – масштаб. Поэтому чтобы правильно построить фигур–ную диаграмму, необходимо определить единицу счета. В качестве последней принимается отдель–ная фигура (символ), которой условно присваива–ется конкретное числовое значение. А исследуе–мая статистическая величина изображается отдельным количеством одинаковых по размеру фигур.

Основное строение структурных диаграмм за–ключается в графическом представлении состава ста–тистических совокупностей, характеризующихся как соотношение различных частей каждой из совокупно–стей. Состав статистической совокупности графиче–ски может быть представлен как с помощью абсолют–ных, так и относительных показателей.

Графическое изображение состава совокупно–сти по абсолютным и относительным показателям способствует проведению более глубокого анализа и позволяет проводить международные сопоставления и сравнения социально-экономических явлений.

Из книги Общая теория статистики автора Щербина Лидия Владимировна

18. Секторная и линейная диаграммы Наиболее распространенным способом графи–ческого изображения структуры статистических сово–купностей является секторная диаграмма, которая считается основной формой диаграммы такого наз–начения. Удельный вес каждой части

Из книги Планирование продаж и операций: Практическое руководство автора Уоллас Томас

Построение контрольной диаграммы Контрольная диаграмма представляет собой график, показывающий среднее значение вместе с верхним и нижним контрольными пределами. Верхний и нижний контрольные пределы представляют собой статистическую границу. Если эти пределы

Из книги Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению автора Желязны Джин

Диаграммы в стиле дзен Узнать о том, как поэтапно переводить данные в диаграммы, можно из моей книги «Говори на языке диаграмм». Сейчас же мы опробуем другой подход. Он родился из ответа одного мастера дзен-буддизма, которого спросили о том, умеет ли он играть на скрипке. Он

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Графики и диаграммы Графики и диаграммы – превосходные средства передачи важной или производящей глубокое впечатление информации, и вы должны найти способы включить их в бизнес-план. Мы советуем насытить текст различными схемами (их размер не должен превышать половины

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Описание диаграммы разрешения конфликтов Название этого логического построения говорит само за себя – ДРК строится, чтобы выявить и разрешить некий конфликт. При этом компромисс не принимается в качестве решения, поскольку компромисс – это вариант, при котором обе

Из книги Ключевые стратегические инструменты автора Эванс Воган

Чтение диаграммы разрешения конфликтов ДРК читается слева направо – от задачи к методам обеспечения. Логика построения диаграммы разрешения конфликтов требует озвучивать эту логическую структуру, используя конструкцию «Для того чтобы… мы должны…» в направлении,

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Создание диаграммы разрешения конфликтов Мы подробно обсудили составные элементы ДРК, и теперь пора приступать к знакомству с процессом построения этой

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Анализ диаграммы разрешения конфликтов Порядок анализа ДРК как логического построения отличается от анализа дерева текущей реальности. Так как ДРК представляет всего лишь часть условий, необходимых для выполнения основной задачи системы, то весь анализ заключается в

Из книги Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы автора Сиббет Дэвид

Как выбрать вид диаграммы? Если вы разрабатываете пошаговые процедуры и должны предоставить обоснования каждого шага, то используйте пятикомпонентный план преобразований. Если же данный инструмент используется в самом процессе логического мышления и на

Из книги Управление качеством. Практикум автора Ржевская Светлана

33. Диаграммы «крест», «паук» и «расческа» ИнструментКакие три вещи вы взяли бы с собой на необитаемый остров? Что вы скажете о кресте, пауке и расческе?Нет, они мне не нужны, хотя у них есть свои сферы применения. Оказывается, три диаграммы, названные таким образом,

Из книги автора

Диаграммы сходства ЦЕЛЬ ИГРЫБольшинство из нас знакомы с понятием мозгового штурма – метода, при котором за отведенное время группа генерирует как можно большее количество идей на заданную тему. В результате удается получить информацию для дальнейшей обработки. Однако

Из книги автора

Диаграммы сходства ЦЕЛЬ ИГРЫБольшинство из нас знакомо с понятием мозгового штурма – метода, при котором за отведенное время группа генерирует как можно большее количество идей на заданную тему. В результате удается получить информацию для дальнейшей обработки. Но

Из книги автора

Определение диаграммы Хотя диаграмму обязательно узнаешь, когда увидишь, все-таки дадим ей определение. Диаграмма определяется как двумерное геометрическое символическое отображение информации. Вот что означает вся эта коллекция фигурок. Это визуальные структуры, в

Из книги автора

Анализ и дискуссия вокруг диаграммы со стикерами У работы со стикерами есть большое преимущество: этот метод в короткий срок генерирует очень много информации. Недостаток его в том, что люди не слышат, как создаются идеи, которых может оказаться слишком много. Если вам

Из книги автора

Диаграммы причинно-следственных связей Консультанты, знакомые с методами анализа формальных систем, используют очень сложную стратегию визуализации, чтобы обнаружить динамику системы и рычаги управления. Если вы хотите узнать об этом подробнее, в главе 23 приведен

Из книги автора

4.1 Построение и анааиз диаграммы Парето Для обработки данных, полученных в результате опроса по контрольным листкам, воспользуемся диаграммой Парето.Алгоритм подготовки построения диаграммы Парето следующий:1) определить объект исследования;2) выбрать способ

Роль и место данной темы в курсе: в курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.

Основные вопросы темы:

  • Столбчатые диаграммы.
  • Чтение диаграмм.
  • Построение диаграмм.

Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках: из курса математики в 5-м классе учащимся известно: понятие о диаграммах; чтение и построение круговых диаграмм.

Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:

  • Столбчатые диаграммы (назначение, преимущества, недостатки);
  • Чтение диаграммы и решение задач по ней;
  • Анализ и сравнение данных;
  • Построение столбчатой диаграммы ручным способом и с помощью компьютера.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств.

Для проведения уроков по данной теме, благодаря интернет-ресурсам, можно подобрать большой объем интереснейшей информации. У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой.

Средства обучения(в том числе технические средства обучения)

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).

Программные средства.

  • Microsoft Word
  • Microsoft Power Point
  • Microsoft Excel
  • Internet Explorer.

Ресурсы Интернет.

http://www.sekret1.info/

http://anti-smoking.ru/statistic

http://www.alkandtab.info/index7.html

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Стандартные программы операционной системы Windows позволяют создать такие материалы к уроку как:

  • Презентации.
  • Таблицы.
  • Практические задания.
  • Раздаточный материал.

Ожидаемые результаты обучения.

Изучив тему «Столбчатые диаграммы» ученики должны:

  • Знать назначение, преимущества, недостатки столбчатых диаграмм.
  • Уметь читать и решать задачи по ней.
  • Выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме.
  • Интерпретировать количественную информацию, представленную в диаграмме.
  • Освоить построение диаграмм ручным способом и с помощью компьютера.
  • Применять построение диаграмм в практической деятельности.

Урок

Цель: познакомить учащихся со столбчатыми диаграммами, их назначением и построением.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у учащихся понятие по теме: «Столбчатые диаграммы»;
  • Выделять и группировать данные, которые отражены на диаграмме;
  • Учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
  • Формировать ответственность;
  • Воспитывать познавательную активность.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала;
  • Способствовать творческой деятельности учащихся;
  • Продолжать развитие навыков работы с информационными технологиями.

Оборудование:
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).

Программные средства.

  • Microsoft Word
  • Microsoft Power Point
  • Microsoft Excel
  • Internet Explorer.
  • Электронный учебник «Математика 5-11»

План-конспект.

I . Организационный момент.

II . Повторение ранее изученного материала.

а) Диаграммы – всякий чертёж, для геометрического или иного объяснения. (объяснительный чертёж или рисунок в красках для наглядного изображения какого либо явления в описательных науках, особенно в статистике).
б) виды диаграмм: линейные, круговые, столбчатые
в) Фронтальный опрос.

  1. Какой вид диаграмм вы изучили ранее(в 5 классе)?
  2. Что называется круговой диаграммой?
  3. Для чего и где используется круговая диаграмма?
  4. В чём заключается принцип построения диаграмм? Слайд 1.

III . Изучение нового материала.

Учитель : на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с одним из видов диаграмм – столбчатые диаграммы. Назначение столбчатых диаграмм: сравнение нескольких величин в нескольких точках. Чтобы наглядно сравнить какие-то цифровые данные, часто используют диаграммы. При их построении не обойтись без чисел, пропорциональных данным. /Учитель демонстрирует через проектор электронное учебное пособие «Математика 5-11, раздел «Чтение и построение диаграмм»./

Учитель : по данным диаграммы можно анализировать, сравнивать данные и решать задачи. Презентация к уроку. Слайд 2.

Данная диаграмма показывает количество банок мёда, съеденного Вини-Пухом за неделю в гостях у друзей. Используя диаграмму, ответьте на вопросы. Слайд 3.


Вопросы классу:

  1. В какой день Винни-Пух побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?
  2. В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?
  3. Сколько всего банок мёда съел медвежонок за неделю?
  4. На сколько больше банок мёда съел медвежонок в четверг, чем в субботу?
  5. В какой день было съедено одинаковое количество мёда?
  6. Сколько в среднем съел бочонков мёда Винни-Пух? Почему в ответе применили округление?

Построение столбчатых диаграмм.

Учитель: рассмотрим два способа построения диаграмм.

Первый способ /ручной /: заключается в том, что для изображения чисел (величин) используется, как вы заметили столбики, высота которых пропорциональна этим числам.
/Учитель на доске показывает построение столбчатой диаграммы «Массы вымерших динозавров»/.

Второй способ /с помощью компьютера /: заключается в построении столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel. /Учитель демонстрирует через проектор построение столбчатой диаграммы «Массы вымерших динозавров» с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel/. Слайд 4.

IV . Практическая работа /в группах/.

1-я группа выполняет построение столбчатой диаграммы по карточке- заготовке, ручным способом, используя линейку, цветные карандаши.

2-я группа выполняет построение на компьютере с помощью электронного учебного пособия «Математика 5-11», раздел «Анализ данных» (можно с помощью Excel).

Карточка №1

Инструкция.

1. По данным таблицы постройте столбчатую диаграмму, для этого:

1.1. Изобразите данные числа столбиками, высоты которых пропорциональны этим числам: отрезок длиной 1 см будет изображать число 10, 10 см – число 100 и т.д.

2. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.

Карточка №2

Построить столбчатую диаграмму выпадения осадков /мм/ за год в Чистополе.

Инструкция.

1. Воспользуйтесь данными и постройте таблицу в Excel.

2. По введённым данным постройте диаграмму, для этого:

2.1. Выделите ячейки с данными и вызовите «Мастер диаграмм».

2.2. На 1-м шаге выберите тип диаграммы – гистограмма.

2.3. На 2-м шаге введите заголовок диаграммы.

2.4. На 3-м шаге выберите размещение диаграммы на отдельном листе.

3. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.

Диаграмма выводится на экран с помощью проектора для обмена информацией и обсуждения результатов. Слайд 4.

V . Итоги урока.

Для чего используются столбчатые диаграммы?

Какой способ построения диаграмм более рациональный? Почему?

Выполнить упражнения №5, 6,7 из ЭУ «Математика 5-11».

VI . Домашняя работа.

  1. Найти информацию в СМИ, Интернет-ресурсах